«Никакого запрета?» Шнейдеров и Сокуров поспорили о российском кино в Венеции
Российские фильмы не дотягивают до Венецианского кинофестиваля, при этом никто не отменяет Петрова с Раппопорт, сказал в эфире НСН Шнейдеров, однако Сокуров по-прежнему обижен на Европу.
Кинокритик Давид Шнейдеров и кинорежиссер Александр Сокуров в интервью НСН разошлись во мнениях относительно причин отсутствия российского кино на стартовавшем в Италии Венецианском кинофестивале.
Венецианский кинофестиваль открылся 30 августа, он будет проходить на острове Лидо до 9 сентября. Российских фильмов в основной программе фестиваля нет. При этом там покажут новый фильм Романа Полански «Дворец» с Александром Петровым и картину Лилианы Кавани «Срок времени» с Ксенией Раппопорт.
«Наши фильмы не пригласили, но это связано не с политикой, а с качеством. Не вышло ни одного фильма, близко подобравшегося к уровню картин Венецианского фестиваля. Это не первый год. Российское кино крайне редко попадает в основные конкурсы Венеции, Канн, Берлина, у нас пока нет кино такого уровня. Политика тут совершенно ни при чем, никакого запрета русской культуры на кинофестивалях нет. Ксения Раппопорт снимается в импортном кино, и никто не ставит ей преград. Александр Петров снимается, и никто не говорит – уберите из кино русских актеров», - сказал Шнейдеров.
По его словам, в Венеции нет никаких «особенных» критериев отбора.
«Единственное требование Венецианского фестиваля – мировая премьера, фильм ранее не должен быть нигде показан. Там есть команда отборщиков, зачастую они следят за фильмами еще на уровне производства. В свое время фильм Алексея Германа "Под электрическим облаками" пригласили в Берлин, когда он еще не был до конца снят. Потенциал фильма был такой, что его "забронировал" Берлинский кинофестиваль. А сейчас отборщики не нашли никакого русского кино, бывает», - пояснил кинокритик.
Шнейдеров также объяснил, в чем изюминка и различия трех главных кинофестивалей Европы.
«Три крупнейших кинофестиваля для мировой киноиндустрии это Венеция, Канны и Берлин, они определяют дальнейшее развитие кинематографа. Победители этих трех фестивалей, как правило, не становятся кассовыми хитами, это не коммерческая история, а кино, определяющее вектор развития и открывающее новые имена. Венецианский фестиваль – наиболее эстетский из них, Берлинский – более провокационный, Каннский – консервативный», - заключил собеседник НСН.
Со своей стороны, народный артист России, режиссер Александр Сокуров, удостоенный в 2011 году главного приза Венецианского кинофестиваля за картину "Фауст", заявил НСН, что сегодня этот кинофестиваль политизирован и ему уже не интересен.
«Я давно не имею связей с Венецианским фестивалем и с европейцами вообще. Мне это не очень интересно после того, как они повели себя по отношению к русскому кино. Меня их жизнь совершенно не беспокоит и не волнует. Берлинский фестиваль очень политический, обостренно-политический, ну а Канны – это фестиваль министерства иностранных дел, о каком кино там может идти речь?» - развел руками собеседник НСН.
Венецианский фестиваль-2023 пройдет без участия многих голливудских звезд, отказавшихся ехать в Италию на фоне продолжающейся в США забастовки Гильдии киноактеров. Вместе с тем, на фестиваль приедут замешанные в сексуальных скандалах знаменитые режиссеры Вуди Аллен (с фильмом «Великая ирония»), Люк Бессон («Догмен») и Роман Полански («Дворец»), отмечает Telegram-канал «Радиоточка НСН».