Вторая «Матильда». Культуролог о попытках запретить комедию о блокадном Ленинграде
Культуролог и кинокритик Александр Павлов рассказал НСН о запретных темах в искусстве и постепенном выведении их из тени.
В Минкульт обратился секретарь генсовета «Единой России», вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак с просьбой не выдавать прокатное удостоверение фильму «Праздник» Алексея Красовского. При этом, как сообщается, картина еще находится на стадии монтажа. Поводом для обращения стало то, что сюжет комедийного фильма разворачивается в блокадном Ленинграде.
Глава Минкульта Владимир Мединский уже ответил на обращение, указав, что решение о выдаче картине прокатного удостоверения будет принято, когда в ведомство поступят соответствующие материалы. При этом он напомнил вице-спикеру Совфеда, что эта кинолента была снята на частные деньги без поддержки государства.
В беседе с НСН кинокритик, культуролог, доцент школы философии НИУ ВШЭ Александр Павлов на фоне развернувшихся событий вспомнил скандал вокруг фильма «Матильда» и призвал не делать скоропалительных выводов до просмотра картины.
«Здесь нужно посмотреть сам фильм: насколько он резкий, и уже тогда можно будет выносить суждения о том, насколько режиссёр перешёл грань. Тема сложная, но всё зависит о того, как её подают. Дискуссии могут вестись, мы помним, что было с фильмом “Матильда”, где куда менее острая тема — репрезентация образа Николая II и его личной жизни. Были и другие сложные фильмы — например, “Телец” Александра Сокурова. Все эти дискуссии ведутся для того, чтобы обратить внимание и сделать так, чтобы лицензия не была выдана», — объяснил кинокритик.
При этом он напомнил, что даже отказ в прокатном удостоверении не делает фильм полностью недоступным. По его словам, такая судьба уже постигла картину «Номер 44», повествующую о деле серийного маньяка в СССР — лицензию у фильма отозвали в 2014 году буквально перед запланированным выходом на экраны накануне 9 мая. Что же касается запретных тем и их высмеивания, отношение общества к этому постепенно меняется, заметил Павлов. Именно через их обсуждение, в том числе в юмористическом ключе, общество выказывает готовность к решению проблем, уходя от замалчивания. Вопрос в другом - в подходе автора и его готовности нести ответственность за свою работу.
«Есть темы, над которыми не принято шутить. Их можно пересчитать по пальцам: это Холокост, 11 сентября, если мы говорим о западной культуре. Если говорить о России, то это 37-ой год, сталинские репрессии, Вторая мировая война, блокада Ленинграда, ГУЛАГ. Темы довольно острые, которые до сих пор будоражат общественное сознание. Есть несобытийные темы, касающиеся, например, СПИДа или рака. Долгое время над ними было не принято шутить, но потом появился мультсериал South Park, в котором это стали делать. И правда в том, что такие темы нужно обсуждать. Когда над этим начинают смеяться, это означает, что общество готово с этим справиться, а не замалчивать. И здесь уже каждый должен решить для себя — считает ли он предосудительным, если кто-то над этим смеётся или нет. Кого-то это может оскорбить, и это правда, поэтому сам художник должен понимать ответственность, если берётся за такие темы и пытается над ними смеяться», — заключил Павлов.
Не стоит забывать и о другой стороне медали, добавил собеседник НСН: запрет всегда повышает интерес к его объекту. Та же «Матильда» после скандального обсуждения и бесплодных попыток депутата Госдумы Натальи Поклонской добиться отзыва прокатного удостоверения, привлекла массу новых зрителей. Кто хочет увидеть картину, увидит, а каждая из сторон — и защитники и противники — останется при своём мнении, резюмировал кинокритик.
«И надо помнить, что чёрный пиар — тоже пиар, и, может быть, это фильму придаст дополнительную рекламу. С другой стороны, может, его не выпустят, но в любом случае все желающие, даже если ему не дадут прокатное удостоверение, его посмотрят. Кто уже заранее настроен против фильма, тот оскорбится. Люди же со взвешенной позицией вынесут своё мнение», — подытожил Павлов.
В аннотации к фильму, размещённой на «Кинопоиске» говорится, что действие картины разворачивается в блокаду в загородном доме семейства, живущего «на особом положении». Семья собирается встречать Новый год, однако в доме появляются нежданные гости — голодная девушка, которую привёл младший сын, и незнакомец, за которого собирается замуж старшая дочь.
Добавим, что сам режиссёр картины Алексей Красовский уже объяснил выбор темы и жанра для фильма «Праздник» в одном из интервью. По его словам, комический эффект возникает из-за конфликта, когда богатые герои картины делают вид, что они бедные, и начинают много врать, заставляя зрителя проводить параллели с нынешними чиновниками.