В гостях у Арбениной

Митя Горелов учил Арбенину проводить квартирники

Дмитрий Горелов вспомнил самые яркие квартирники и рассказал, почему советские музыканты их устраивали.

Your browser doesn’t support HTML5 audio

Музыкант, барабанщик Дмитрий Горелов, побывав в гостях у Дианы Арбениной в программе «Последний герой» на «НАШЕм Радио», рассказал читателям НСН, почему рок-музыканты из Ленинграда устраивали квартирники в Москве.

Диана Арбенина: - Квартирники начались достаточно давно, когда у рокеров не было места, где играть. Так ли это?

Дмитрий Горелов: - По большому счёту да, потому что площадки предоставлялись немногих людям мало где в Питере и Москве, а в провинции, я думаю, сложней были ситуации. Разумеется, всё это возникало из-за недостатка площадок. По сути, это был единственный способ для авторов и художников вообще выжить. Гарантированно, что на этих концертах собираются люди, которые реально ценят то, о чём идёт речь в песнях и стихах. Это касается всего рок-пантеона людей, которые вышли из 60-70 годов.

- Но они так зарабатывали себе на жизнь?

- Ну да, это была одна из небольших возможностей заработать себе на жизнь, во всяком случае, песнями. Тогда ещё не издавали пластики в звукозаписывающих студиях. С начала 80-ых до середины 80-ых ничего не происходило в этом смысле: случались фестивали Ленинградского рок-клуба, концерты в рок-клубах были разовые. Всё это носило такой характер не для заработка, потому что это считалось любительским и государство этот труд не оплачивало. Музыканты занимались делом, посвящали всё своё время, а жили заработками дворника, кочегара, сторожа. Это известно всем людям, которые мало-мальски интересовались историей рок-н-ролла нашей страны.

- Но играли квартирники все?

- Практически все, за исключением нескольких людей на нашей сцене, которые были заточены на какие-то крупные, более театрализованные площадки.

- Как «АукцЫон»?

- Наверное, в том числе и «АукцЫон». В квартирнике стержнем и центром является поэт, то есть автор-исполнитель и человек, пишущий песни, не теряющий силы при скудном сопровождении. Одной гитарой можно было заменить всю группу, на этом стоит русский рок-н-ролл, с этим ничего не поделаешь.

- Митяй, а «Вечный пост» Александра Башлачёва более традиционен для Москвы или для Питера?

- Мне сложно сказать, но, мне кажется, для Питера. С другой стороны, исторически повелось так, что Петербургские авторы чаще катались на квартирные концерты в Москву.

- Почему? Потому что там денег больше?

- Может, в силу этого… В Москве было более мощное движение по организации квартирных концертов. Организаторы жили и живут в Москве. В Москве более ярко всё это дело происходило, движение квартирных концертов. В Петербурге это всё пресекалось компетентными органами. Ты и сама, наверное, слышала, что идея Ленинградского рок-клуба принадлежала не энтузиастам и молодым авторам, а Комитету государственной безопасности, который очень мудро поступил, когда решил собрать всех этих волосатых тунеядцев под одной крышей, чтобы их проще было контролировать. Это очень мудрая мысль.

- Меня интересуют квартирники, которые давал Кинчев. Он же стадионен!

- Безусловно! Видишь ли, он изначально москвич, созревал и себя проявил как москвич. Константин Евгеньевич как автор начинался в Москве.

- А расскажи про квартирник Кинчева и Наумова.

-Наумова почему-то очень мало людей знает. Помнишь, когда мы начали приезжать в Москву, у нас были люди, которые нас сильно любили, вот они знали Наумова и меня с ним познакомили. Они ходили на концерты, но его очень плохо знают люди, вот если сейчас задать вопрос «кто такой Наумов», ты получишь только два ответа из десяти.

- Давай теперь поговорим про совместный квартирник Цоя и Майка.

- Майк и Цой достаточно часто играли совместные квартирные концерты до того момента, когда Виктор Робертович не вошел в такой стадионный статус…

- Но я этому содружеству не удивлена.

- Нечему удивляться, потому что Цой был учеником Майка. Майк был очень авторитетным в Ленинграде как автор. Он большой умница и очень располагающий к общению человек. Цой первые годы заглядывал ему в рот, у них есть шуточные взаимные посвящения: у Майка песня «Лена» посвященная Цою. Один хороший квартирный концерт состоялся, если я не ошибаюсь, в 1985 году.

- Когда они играли совместно?

- Да, ещё до стадионов группы «Кино».

- Этот концерт был издан официально?

- Да, в виде двух пластиночек, видишь ли, записи квартирников, которые сохранились, имеют очень нехорошее качество.

- Наша встреча с тобой была бы неполноценной, если бы мы не упомянули Янку Дягилеву, я очень много, каким-то образом взяла у неё. Мне кажется, это тот самый человек, который начал петь в этой стране, абсолютно не пытаясь быть нарочито красивой.

- Яна Станиславовна не успела много написать, но нельзя это забывать.

- Как СашБаш?

- Безусловно, Янка, как и СашБаш, была немного в тени, она была застенчива, по воспоминаниям современников, она стеснялась сцены. Егор её приучил неким образом, что надо входить. Большая часть барышень были исполнителями чужих песен, а Янка всё-таки нет – это серьёзный момент.

- Определяющий?

- Безусловно.

- Но личность никуда не может деться!

- Она не растворяется сама по себе.

- Выходит барышня на сцену, не будем тыкать пальцем, барышни хотят нравиться и хотят стадиона. Они не занимаются ни словом, ни песней, а занимаются шоу. Ты можешь себе представить, чтобы Янка это делала?

- Такая схема кажется подростку нормальной, ребенок стремится к этому запрограммированному успеху. Это желание приживается сразу. Советский образ жизни восторгался людьми, которые писали, которые имели какие-то способности к творческим вещам. Все люди были асоциальные, человек, который закончил Ленинградский университет, съездил в 1980 году в Тбилиси на всесоюзный фестиваль, и из-за этого не очень понятого выступления поперся из комсомолов.

- Очень часто на квартирниках случаются премьеры песен, поскольку это обнажённая история. Именно на квартирниках как будто сам Бог велел начать историю какой-нибудь песни, не со сцены на концерте, где люди уже слушают готовое, а именно на квартирнике. И у нас в прошлом году в конце декабря на очередной встрече мы сыграли песню «Это не мне», которую я буквально за несколько дней написала и мы её взяли в работу.

Подписывайтесь на НСН: Новости | Дзен | VK | Telegram

ФОТО: Диана Арбенина и Митя Горелов // snipers.net