Диана Арбенина: «НАШЕСТВИЯ» ждешь целый год, как своего дня рождения
Диана Арбенина рассказала НСН о значимости «НАШЕСТВИЯ», а также вспомнила о первом выступлении на фестивале.
Лидер группы «Ночные снайперы» Диана Арбенина 8 июля отмечает свой 42-й день рождения. В своей авторской программе «Последний герой» на «НАШЕм Радио», она рассказала читателям НСН о легендарном фестивале «НАШЕСТВИЕ», а также о тех артистах, чьё выступление запомнилось ей лучше всего.
О значение фестиваля «НАШЕСТВИЕ»
«НАШЕСТИЕ» ― это самый героический, самый народный, самый рок-н-ролльный фестиваль нашей страны, и это большой праздник. Его присутствие в нашей жизни, несмотря на все сложности, несмотря на все трудности, несмотря на всё, говорит о том, что рок-н-ролл жив. В этой стране он пользуется огромным спросом, огромной популярностью. Это значит, что люди хотят думать, люди хотят быть настоящими, люди не хотят ходить по линейке, не хотят думать по шаблону. Люди хотят брать палатки и сваливать на три дня, вести себя так, как они хотели себя вести в детстве и так, как они хотят вести себя очень часто, но в жизни это, к сожалению, получается редко.
Об артистах фестиваля
Фестиваль «НАШЕСТВИЕ» за три дня представит огромное количество клёвых групп, огромное количество молодых групп, огромное количество альтернативной музыки и много всего другого. И «распечатывает» его в этом году моя самая-самая любимая группа, наша питерская группа, это группа «Сплин».
О первом «НАШЕСТВИИ»
Это было в лихие времена, группу «Ночные снайперы» тогда впервые пригласили в 2001 году. Фестиваль был в Раменском, и мы были абсолютно зелеными ребятами, просто очень неопытными рокерами. И, конечно же, мы просто онемели от счастья, когда Михаил Козырев позвонил и сказал своим хорошо поставленным голосом: «Диана, я приглашаю вас в этом году участвовать в "НАШЕСТВИИ"». Это был голос Деда Мороза или какого-то волшебника, голос, который, мне кажется, мечтала и мечтает услышать любая группа в свой адрес, которая начинает свой творческий путь. Любая группа, мне кажется, мечтает сыграть на «НАШЕСТВИИ», и такое предложение заставляет действительно замолчать и подумать, что ты уже, наверное, чего-то достиг. Мы стали думать, что бы сделать такого интересного.
Играли мы 5 августа, в день рождения Миши, и аудитория была больше ста тысяч человек. Наш директор, на тот момент Света Лосева, сделала интересную штуку. Она покрасила огромное количество газет желтой краской. Сделали на мне такое сооружение, как будто я ром-баба, такая громадная, вся задрапированная этими желтыми-желтыми газетами. На голове у меня была какая-то кепка, я помню. Майка была красная с Че Геварой, зеленые штаны в ромашках. Так мог выглядеть хиппи. Но, тем не менее, это было «НАШЕСТВИЕ». Вот такую ром-бабу выпустили на сцену и, подойдя к микрофону, я разорвала мгновенно все эти одежды на себе, и, крикнув: «Достойной музыки — достойную прессу!», мы вступили. Вступили, конечно, криво, играли мы, конечно, кто в лес, кто по дрова, но очень драйвово. Это было первое наше «НАШЕСТВИЕ».
Совет молодым артистам
Мне кажется, что самое главное, когда ты в первый раз выходишь на сцену перед такой аудиторией, это не бояться. Не бояться и просто рвать эти струны, рвать себя и понимать, что это твой первый выход в открытый космос.
Играйте, как мы — никому неизвестная группа из Питера, которая родилась 23 года назад, и ставшая хэдлайнером самого народного, самого демократичного, самого непричесанного, самого единственного рок-н-ролльного фестиваля. Фестиваля, который лишен вкусовщины, пафоса, снобизма организаторов. Фестиваль, которого ждешь действительно целый год, как своего дня рождения.
О выступлении группы «Пилот» на «НАШЕСТВИИ»
Я увидела колоссальную армию поддержки Ильи Черта («НАШЕСТВИЕ-2008»), это было просто потрясающе. Они играли где-то перед нами, я стояла за сценой и смотрела на то, как люди реагируют на группу, которую я помню со времён Спартака, это же все наш питерский рок-клуб. Одеты они были в ослепительно-оранжевые комбинезоны, и Илья Черт действительно соответствовал своему имени. Он чертовским чертом взрывал эту мокрую публику, и вкладывал в них чертовски мощную, чертовски клевую энергию, это было потрясающе. Я увидела настоящую молодую сексуальную рок-группу и публику, которая просто готова боготворить.
О группе «ДДТ» и Юрии Шевчуке
Много-много раз на «НАШЕСТВИИ» играла одна из самых мощных, одна из самых гражданских, одна из самых, на мой взгляд, лирических групп «ДДТ». Очень много раз на «НАШЕСТВИИ» играл Шевчук, не помню в каком году, но пару раз или один раз, захваченный действом, падал со сцены. Об этом мне рассказывал Митя Горелов. Кажется, я уже сидела дома перед телевизором, смотрела дайджест фестиваля, и сказали, что играл Шевчук, не рассчитал и упал со сцены. Мы переживали. Несмотря на гражданственность, незаурядный ум, действительную, непоказную отвагу, хорошую, мужскую отвагу и силу духа, для меня Шевчук — в самую первую очередь просто невероятно тонкий человек.
Тонкий человек, такой очкарик до сих пор, и, несмотря на свой шарм, мне кажется, он очень уязвим. И мне кажется, что он очень предан в любви. Для меня его песни, не скидывая ни родину, не скидывая со счетов те песни, которые он писал и пишет о том, что происходит в нашей стране, для меня его песни только о любви и только о смерти. Поэтому в этом году Шевчук будет закрывать второй день фестиваля 9 июля.
О выступлениях группы «Король и Шут»
На концертах «Король и Шут» делали то, что никак невозможно сделать, стоя у микрофона. Можно даже очень сильно напиться, лежать под микрофоном и петь, или еще что-нибудь сделать и прыгать перед микрофоном в студии, но никогда не будет такого эффекта, который был на концертах у группы «Король и Шут» и которую не раз наблюдали те люди, которые приезжают и приезжали на «НАШЕСТВИЕ». Это концертный панк-рок.
Когда мы видели абсолютно закрепощенного в жизни и максимально раскрепощенного на сцене Горшенева, когда мы видели богатыря, духа и выдержку, просто самурайскую выдержку в этом коллективе, Андрея Князева и просто сильнейших фронтмэнов от панк-рока, это было колоссальное зрелище. Мне очень нравится сейчас, что вся пена схлынула, и те люди, которые остались после Горшенева, очень по-разному себя проявили. Кто-то странно себя повел в этой истории, кто-то действительно был и остается человеком чести, и мне очень приятно, что мой друг Александр Балунов написал книгу про группу «Король и Шут». В этой книге ему очень сильно помог Князь. Это книга из первых уст и она уже закончена. Она скоро выйдет в свет, я ее очень жду. И когда у меня плохое настроение, я читаю, например, как группа «Король и Шут» пришла получать какую-то попсовую премию, как они выпили бутылку коньяка, принеся ее с собой под плащом, и в каких они были прекрасных майках.
О белом цвете и «НАШЕСТВИИ»
Белый цвет для меня самый главный ― цвет «НАШЕСТВИЯ», у меня этот фестиваль с белым цветом и ассоциируется. Ни с красным, ни с черным, именно с белым. Может потому, что там для меня огромное количество любви на этом поле, и огромное количество молодости. Это самый мирный фестиваль, который вообще могла придумать эта страна. Я вспоминаю еще один случай, связанный с белой одеждой. Это было в 2004 году, мне позвонил Максим Виторган и сказал: «Ты не против, если мы тебя расстреляем на песне "Катастрофически"?». Я говорю: «Песню вы, конечно, нормальную выбрали. Ну а как вы меня расстреляете, скажите, пожалуйста?». Он говорит: «Ты будешь петь, а в конце песни мы просто в тебя выпустим заряд пуль, они ударят по таким мешочкам с красной краской, которые у тебя будут под белой рубашкой». Я говорю: «Прикольно!».
Тогда еще я была готова на такие эксперименты. Просто мы не продумали в тот день самую главную штуку: вот они меня застрелили в конце этой песни, я очень картинно упала, прошитая пулями. Но дальше-то были следующие песни, и мне было так западло вставать, потому что как объяснить публике вот это вот счастливое воскрешение. Поэтому я чувствовала, конечно, некоторый конфуз, но я навсегда запомню солнце, которое просто палило мне в глаза, и вот эти сухие-сухие выстрелы, и последнюю мою мысль: «А может, так и бывает на самом деле?». И я падаю.
О дружбе рока и классики
«Ночные снайперы» играли на «НАШЕСТВИИ» раз десять. Есть такие люди, которые знают обо мне больше, чем я все, и они скажут, что не десять, а, наверное, больше. Мы играли в первый день, мы играли во второй день, мы играли в третий день, мы играли со спецсетами.
«НАШЕСТВИЕ» подарило мне идею снайперского хора. Может быть когда-нибудь мы привезем на «НАШЕСТВИЕ» самого главного рок-н-ролльного дирижера. Всё стремится в музыке к симбиозу. Классика очень хорошо дружит с роком.
Приглашение на «НАШЕСТВИЕ» от Арбениной
Я приглашаю вас всех: всех, кто молод, кто азартен; я приглашаю молодых парней, просто зеленых парней, которые только взяли гитару в руки; я приглашаю парней в офисных костюмах, которые стремятся снять их и забыть о том, что нужно ходить в офис; я приглашаю их начальников; я приглашаю начальников начальников; я приглашаю молодых девушек, взрослых женщин и всех-всех-всех, у кого в венах течет молодая кровь. Айда к нам! 8, 9 и 10 июля, три дня кайфа и заряд молодости еще на один непростой год. Это, ей-богу, того стоит, я в этом убеждена.