Шнейдеров: Повышением стоимости прокатного удостоверения Минкульт убьет кино в России!
Кинокритик Давид Шнейдеров рассказал НСН, почему увеличение стоимости прокатного удостоверения для фильмов станет самым убийственным решением министерства культуры.
Минкульт намерен повысить стоимость прокатного удостоверения для фильмов до 5 миллионов рублей, сообщают «Ведомости». Об этом заявил директор департамента кинематографии ведомства Вячеслав Тельнов. Сбору подвергнутся не только зарубежные кинокартины, но и отечественные. Отмечается, что российские фильмы впоследствии смогут получить компенсацию денежных средств, затраченных на госпошлину.
Кинокритик Давид Шнейдеров в беседе с НСН заявил, что идея министерства культуры стала самой «убийственной» за всю историю деятельности ведомства. По его словам, она приведет к засилью в кинотеатрах низкосортных блокбастеров и полному уходу с больших экранов авторского кино.
«Ужас! На мой взгляд, эта мера убийственна для кино и кинопроката! Она приведет, в первую очередь, к тому, что из проката исчезнет авторское кино. И останутся только “Пираты Карибского моря”, “Меч короля Артура” и прочие радости жизни. А если фильм в прокате всего собирает 5 миллионов? Если это Джим Джармуш, Педро Альмодовар, Вуди Аллен или ещё более артхаусные киноленты, как “Человек — швейцарский нож” или “Капитан Фантастик”, то у них зачастую сборы небольшие. Исчезнет авторское западное кино — французское, итальянское, скандинавское. Просто будет в прокате меньше хороших зарубежных фильмов, и больше тупых блокбастеров», — заявил Шнейдеров.
Что касается обещанных компенсаций, кинокритик заметил, что создатели не каждого фильма способны сначала купить прокатное удостоверение, а потом ждать возврата денег. К тому же, по мнению Шнейдерова, остается непонятным, как Минкульт будет определять, кому и в каких объёмах компенсировать затраты.
«Даже если говорить о компенсации для российских фильмов, то сначала нужно эти 5 миллионов найти. И возникает вопрос, компенсация будет всем российским производителям? Если да, то зачем это вообще затевать? Если нет, то, как будут выбирать, кому будут компенсировать и как? Будет ли фильм “Викинг” получать такую же компенсацию, как “Зоология” Ивана Твердовского? Если для того, чтобы выпустить такой фильм, как у Твердовского, нужно сначала заплатить эту сумму, а потом ждать мифических компенсаций, то проще не выпускать этот фильм в прокат, а сразу выпустить на дисках. А фильм “Комбинат “Надежда”, который не собрал даже 5 миллионов, но очень пристойный, или фильм “Птица”, который собрал 17 тысяч долларов — они что, тоже должны платить 5 миллионов и ждать мифическую компенсацию?», — возмутился собеседник НСН.
Также он добавил, что повышение стоимости прокатного удостоверения в 1500 раз (именно настолько сумма превышает пошлину, которую обязаны платить создатели кино для выхода фильма в прокат сейчас — 3500 рублей — НСН) никак не повлияет на зрительский спрос.
«Если зарубежные производители будут платить, с чего будут смотреть русское кино? Допустим, вышла пятая серия “Пиратов Карибского моря”, они собрали 30 миллионов, для них 5 миллионов заплатить легко. Почему люди вдруг начнут смотреть “Время первых”? То, что зарубежные прокатчики заплатили пошлину, это что, стимул пойти и посмотреть русский фильм?», — заметил эксперт.
В заключение, на вопрос, какие меры могут помочь улучшению положения российского кинематографа, Шнейдеров ответил жестко и лаконично.
«Поменять Минкульт. Он доказывает свою абсолютную профнепригодность», — подытожил кинокритик.
Добавим, что инициатива министерства культуры предполагает, что превышение кассовых сборов порога 200-300 миллионов рублей автоматически увеличит цену прокатного удостоверения. На текущий момент процент увеличения пошлины обсуждается, на совещании ведомства назывались цифры 3-5%. Кроме того, Владимир Мединский заявил, что в будущем иностранные картины, ставшие событием в России, тоже смогут получать компенсацию.