Культура

Погодина: На фильм «Несокрушимый» стоит идти всей семьёй

Продюсер и актриса картины рассказала НСН о несчастных случаях на площадке, работе с архивами накануне съёмок и значении военных фильмов в современной России.

25 октября выходит на экраны картина Константина Максимова «Несокрушимый». В основе фильма лежит реальная история уникального подвига экипажа танка «КВ-1». Приняв неравный бой, экипаж Семёна Коновалова уничтожил 16 танков, две бронемашины и восемь автомашин с живой силой противника в районе хутора Нижнемитякин Тарасовского района Ростовской области. О том, как родилась идея картины, где проходили съёмки, и для чего сегодня снимается военное кино, НСН поговорила с продюсером фильма и актрисой, сыгравшей в нём, Ольгой Погодиной.

— Ольга, расскажите, как родилась идея для картины?

— Это, правда, удивительная история. Её раскопал сын моего мужа. Он просто нашел её в интернете. Что действительно для меня интересно и по-настоящему трогательно, это то, что молодой человек, 29 лет, — а это молодой, но осознанно молодой человек, — нашел именно такую историю, и она его заинтересовала. Это говорит о том, что военное кино — особый жанр в нашей стране. Пожалуй, в нашей стране и в Китае. Слишком кровавой и бесчеловечной была эта война. Это огромная трагедия и целый пласт культуры, сформированный на памяти поколений. Это размышления о судьбах людей, которые были разрушены в 1941 году, которые не родились уже после 1945 года. Мы потеряли немыслимое количество людей, наших родственников. Не пустые слова, что в каждой семье кто-то погиб. Это надо осознавать.


— В картине решили сохранить настоящие имена героев. Почему это было для вас так важно?

— Когда мы называем жутчайшую цифру — 27 миллионов погибших, это только известных погибших, то каждое настоящее имя человека, погибшего в этой чудовищной античеловеческой трагедии, заслуживает знания, уважения, поклонения. Поэтому мы в картине «Несокрушимый», релиз которой выходит 25 октября, специально не меняли имя главного героя. Пусть он будет Семёном Коноваловым, как в жизни... Пусть каждое имя, которое будет открыто, найдено звучит таким, какое оно есть. Люди это заслужили.

— Не боитесь, что вас обвинят в искажении реалий в картине?

— То, что часть художественного замысла или фантазии в картине не будет совпадать с реальностью, это не страшно. Во всех голливудских фильмах, да и в наших самых хороших это всегда происходит, это отличает художественное кино от документального. И в этом его прелесть! В этом очарование и романтизм образа, который становится действительно киногероем, что очень важно, потому что мы пропускаем историю через своё сердце только за счёт эмоций, которые мы испытываем. Кино и музыка — это как раз два вида искусства, которые трогают наше сердце необыкновенно страстным образом. Безусловно, никто не отменял книги, но в данном случае книга или статья будет менее эмоциональна. По крайней мере, мало кто умеет писать очень эмоционально в наше время. Поэтому здесь спасает кино. Оно дает визуальный образ и возможность посмотреть в глаза этому человеку, в глаза страха, смерти, отчаяния, в глаза трагедии, преступления, которое не должно совершать человечество.

— Для чего, по вашему мнению, сегодня нужно такое военное кино?

— Наверное, жанр антивоенного кино, — видите, я даже говорю по Фрейду, жанр же военного кино, но я очень правильно сказала, — должен существовать именно для того, чтобы помнили и никогда не повторяли. Скажу как женщина, как человек, как гражданин даже это скажу, нет в войне ничего романтического. И преступление её так представлять. Это чудовищно, страшно, это смерть. Это когда матери остались без сыновей. Это дети, оставшиеся без родителей. Это раненные и душой и телом люди. Это огромное число людей просто не родилось на этой планете. Преступление делать из страшных событий аттракцион или развлечение. Это как «список Шиндлера» — страшно, жестко, и это нужно показывать правдиво. Без прикрас. Возможно, из уважения к Великой Отечественной войне именно в нашей стране, это надо делать без фантастического экшена, очень современного, который уводит в соблазн компьютерной игры, современного боевика или приключенческого кино. Уход именно в такое — неуважение к памяти наших дедов..

— Что было самое сложное в работе над картиной?

— Самое сложное — это всегда сценарий. Когда это преодолевается, то уже всё остальное приобретает смысл. История довольно простая. История всех подвигов довольно проста. Она основывается на том, что никто не хотел умирать, но пришлось... Один человек делает перед этой бездной, в которую он смотрит, один выбор, а другой человек делает совершенно другой, и между этими людьми пропасть. Наша история о тех, кто сделал правильный выбор, по-другому не скажешь. И вы знаете, война, даже когда её снимаешь, выглядит безобразной.


— А что было самым тяжёлым во время съёмок?

— Время года у нас уже было осеннее. Как сейчас помню, 25 октября того года, когда мы снимали, мы поняли, что катастрофа наступила — выпал снег. У нас до этого были листочки, а тут выпал снег и всё. Мы думали, что он растает за первые два дня, но он не растаял до конца зимы. Нам пришлось с этим мириться, потому что у артистов есть графики, и встречаться через год — это уже не всегда правильно. И перегореть может, мало ли что случится, потому что все люди живые, все ходят под небом. Поэтому приняли тоже единственное верное решение — снимать, потому что отступать никогда нельзя. Выпало сражаться — надо сражаться, это вообще мой жизненный принцип. Стали снимать в снегу, понимали, что бюджет компьютерной графики будет зашкаливать, но это выбор. Даже ребята наши, замечательные, невероятно хорошие артисты, наши пацаны, говорили: «Господи, это ж мы сидим сейчас в сделанных окопах. Да очень хорошо сделанных окопах, но вода по колено, глина, реально холодно, скользко, тяжело, мерзко... А как же было им.... тогда ... под настоящими взрывами, ужас...».

— То есть, всё было настолько реалистично?

— Да, поскольку у нас очень много боёв снято вживую, на площадке действительно стояла атмосфера настоящего танкового боя. Пахло гарью, и эта гарь носилась в воздухе. Гримировать артистов не надо было. Ты приходил на площадку, и ты покрывался этой гарью, которую смыть нельзя было двое суток. Поскольку съемки шли три месяца, представляете, как это въелось. Это отмыть потом невозможно было. Стоят 25 танков, их заводишь, они начинают ездить, коптить, всё вокруг в копоти и чёрном дыму. Пиротехника работает, плюс много выстрелов было сделано вживую, то есть орудия стреляли и танки были настоящие.


— Были моменты во время съёмок, когда становилось страшно?

— Вы знаете, у нас было два несчастных случая, когда был самопроизвольный выстрел танка, и снаряд попал в кабину светобазы. Слава богу, что там не было человека. Это страшно, даже когда ты чуть-чуть к этому приближаешься. Когда уже практически доснимали, уже шли буквально крайние кадры, один из танкистов решил не надевать балаклаву. Современные танки полностью герметичны, а танки 42-го года сделаны так, что между бронёй есть щели. И в эти щели затягивается огонь, когда танк идет и происходит взрыв у брони или за метр-два, то огонь просто затягивается внутрь танка, так люди реально воевали. И вот человек, которого уговаривали все, он знал особенности этой машины, знал всю технику безопасности, тысячу раз её подписывал, не надел балаклаву — ожог третьей степени. Сразу — руки, лицо, в одно мгновенье. Так оно и было. Вот так люди воевали. В таком аду…

— На какие мысли навели вас эти два эпизода?

— Если задуматься об этом всерьёз, увидеть это живьём, даже на площадке, честно говоря, мой мозг не может это принять и понять, что люди такое творят на земле. Они творят это друг с другом, и даже по более мелким поводам, чем Первая и Вторая мировая война. Человеческой ненависти нет ни края, ни прощения, ни понимания. Честно говоря, безумное существо человек, зачем только он создан на этой земле. Вот к таким раздумьям отбросила меня эта картина.


— Есть ли какое-то возрастное ограничение на просмотр картины? Какая целевая аудитория?

— Возрастное ограничение 12+. Можно приходить всей семьей, потому что там рассказана человеческая история. Рассказана правильно, со вкусом. Там есть бои, которые можно смотреть мужчинам с большим интересом. Детей необходимо приводить на такие фильмы, потому что они должны об этом знать. История рассказана в такой форме, в какой она доступна уже для этого возраста. Плюс там есть любовная история, поэтому мы очень надеемся, что настоящим, сильным, умным, красивым женщинам, это тоже будет интересно. А во-вторых, ваш муж будет вам очень благодарен, если вы ему разрешите сходить на картину, где всё-таки стреляют, где рассказывают полевые байки, где есть Володя Епифанцев, который, конечно, искрометного юмора человек и в жизни, и на экране, удивительный Андрей Чернышов, брутальный Сергей Горобченко, мудрый Олег Фомин... Я надеюсь, что эта картина может доставить удовольствие очень многим людям, каждый сможет в ней найти что-то интересное для себя. Это история горящего железа, основанная на тонких человеческих взаимоотношениях, любви человеческой друг к другу, которая позволяет выжить в таком аду. Люди любят друг друга, а значит, они заботятся друг о друге. Значит, один делает всё, чтобы выжил не он сам, а другой, тот его любимый человек. Это, наверное, залог того, что земля до сих пор хоть как-то вертится вокруг своей оси.


— Расскажите, а где проходили съемки?

— Нам нужно было поле в несколько гектаров, чтобы по нему ездило много-много танков. И чтобы оно было окружено лесом. Это обязательно, потому что танки заходили в укрытие в лес, ремонтные базы все стояли в лесу, самолёты-разведчики летали над лесом, потому что в поле и так все видно. То есть нужна была красивая, очень живописная местность средней полосы, лучше у излучины реки, и при этом, чтобы поле было не засеяно. Удалось найти такое в Можайском районе, где нас приняли, где мы перекопали и перевернули все вверх дном, потом мы снова поле закапывали и засеивали травой, чтобы оставить его таким каким оно было до нас.

— Это место было вам интересно не только с точки зрения подходящих условий?

— Как раз Можайский район, подход к Москве, это действительно земля, где собственно всё и остановилось, где стояли эти великие танки КВ-1, чья история у нас рассказана. Те танки дали возможность Т-34 появиться и дойти до Берлина. КВ-1 отстояли Москву, были живой броней. Танками-призраками, как называли их немцы. И вся земля Можайского района пропитана кровью наших людей.


— Вы пытались найти потомков тех людей?

— Да, мы заходили в архивы и в военно-историческое общество, и в архив министерства обороны. Мы нашли все документы, связанные с этой историей. Нашли наградной лист Семёна Коновалова. Он герой Советского Союза, сначала его наградили посмертно. Но потом оказалось, что он выжил и вернулся вместе с двумя членами своего экипажа. Наградной лист мы уже опубликовали, все остальные документы опубликуем чуть позже. Они реальные. На такой желтой бумаге, напечатанные на машинке, где пробелы в клавиатуре... А что-то и от руки написано.

— Расскажите о режиссёре картины. Как он подошёл к такой тяжелой работе?

— Наш режиссёр Константин Максимов — человек очень глубокий, дотошный, вдумчивый. Он несколько лет изучал чертежи танков, чтобы понимать их устройство, как их чинить и не говорить глупости. Мы впервые показываем в кино полевые рембазы! То, что тяжелых танков у немцев не было, и они воровали наши КВ-1, утаскивали подбитые с поля боя, ремонтировали и выходили против наших же в бой, это всё абсолютная правда. Это то, что нашёл наш режиссёр и всё это есть в сценарии. Сценарист дал фабулу, а всё остальное насыщение сценария — это Костя Максимов, за что ему низкий поклон. Он очень серьёзно изучил воспоминания танкистов, саму историю Семёна Коновалова. Я знаю, что в Казани сейчас живёт его дочка. Знаю, что улица в Казани названа его именем. Знаю, что похоронили его не на том кладбище. Но снова скажу, что художественное произведение отличается от документального кино, и, слава богу, что так происходит, иначе не было бы двух жанров. И когда на основе определенных документов, исторической фабулы создается художественное произведение, оно, безусловно, имеет право на выдумку. Как заведено в мире: 60 процентов всегда отводится на художественную фантазию и только 40 на правду. Но так как я несколько раз делала историческое кино, я так предполагаю, что я останавливаюсь где-то на соотношении 50 на 50.

— Дочку Коновалова пригласите на показ?

— Нам было бы это очень приятно!

Напомним, картина выйдет на широкие экраны 25 октября. Продюсеры фильма Ольга Погодина, Алексей Пиманов и Денис Анисимов. В главных ролях снялись Андрей Чернышов, Владимир Епифанцев, Ольга Погодина, Сергей Горобченко, Олег Фомин, Николай Добрынин, Василий Седых.


Подписывайтесь на НСН: Новости | Дзен | VK | Telegram

ФОТО: ostankino.ru