Константин Фам: «Брут» — очень личная история для меня
НСН поговорила с режиссером короткометражки «Брут», который попал в лонг-лист кинопремии «Оскар».
В лонг-лист кинопремии «Оскар» попала российская короткометражка «Брут» режиссера Константина Фама. Киноновелла включена в категорию «Лучший игровой короткометражный фильм». «Брут» — вторая часть киноальманаха «Свидетели», состоящего из трех новелл, посвященных памяти жертв холокоста. Первая новелла — лента «Туфельки» — также участвовала в борьбе за «Оскар» в 2014 году.
Константин Фам, который сейчас заканчивает работу над третьей новеллой «Скрипка», рассказал НСН о том, как расценивает свои шансы на получение «Оскара».
— Какие шансы у «Брута» взять «Оскар»?
— Я не видел работ наших конкурентов. Это как Олимпиада, очень важно принимать в ней участие. Это главный киносмотр мира, и само участие престижно и многозначно для нас. А наши шансы будут зависеть от пристрастия академиков. Не могу точно сказать, по какому принципу отбирают работы, картину посмотрят шесть тысяч академиков. Наверное, есть какие-то общие принципы. Для присуждения премии действует совокупность каких-то ценных качеств работы: актеры, ценная история и кино в целом. Когда смотришь оскаровские короткометражки, то это, как правило, очень интересные истории.
— На фестивалях, по-вашему, работают какие-то другие принципы?
— У каждого кинофестиваля есть определенный тренд, какая-то узкая специфика, странность, стильность. Я поездил по разным фестивалям и увидел это судя по работам, которые выигрывают. В этом году мы участвовали в Московском международном кинофестивале. Если загуглить и посмотреть трейлер фильма-победителя «Полный селфи» и другие трейлеры, то можно определить, по какому принципу жюри их отбирало. Жюри нужно было обозначить определенный тренд.
— Действие фильма Андрея Кончаловского «Рай», который выдвинут Россией на «Оскар», также касается темы нацистских концлагерей. С чем связан интерес к этой теме?
— Я выбрал историю, а не тематику. Над этим проектом я работаю уже шестой год. Все начиналось с фильма «Туфельки», вторую новеллу мы закончили снимать в сентябре прошлого года, сейчас она поехала по фестивалям. Да, это фильм о Холокосте, Второй мировой войне, катастрофе, но я посвятил его памяти моей семьи, еврейской ее части (мать Константина Фама – еврейка, отец – вьетнамец — НСН), это моя история, я рассказываю о своем. Есть темы, о которых нужно всегда говорить. Я не видел фильм «Рай», но не сомневаюсь, что это не просто какая-то история, это человеческая история.
— «Туфельки» вышли в 2012 году, почему производство «Брута» затянулось?
— Меня поразила эта история, потрясающий рассказ чешского писателя Людвика Ашкенази. Мы думали, как это снимать. Картина могла выйти на полтора года раньше, но кино это целая куча обстоятельств, связанных с деньгами и прочим. Сначала я хотел снимать эту новеллу с американскими артистами и делал им предложения, они отказались. Потом пришло решение, что я хочу снимать эту историю на русском языке. Выбор пал на Оксану Фандеру, она сделала это блестяще, вряд ли кто-то был бы лучше.
— Когда киноальманах можно будет увидеть в России?
— Мы сейчас снимаем третью новеллу «Скрипка», в ней музыкальный инструмент проходит через ужасы войны и заканчивает свою историю у Стены Плача в Иерусалиме. В этом году я закончу съемки, через полгода весь киноальманах будет готов, будем выводить его в прокат.
«Брут» — история щенка немецкой овчарки, которого отбирают у хозяйки и превращают в сторожевого пса в концлагере. Хозяйку Брута сыграла Оксана Фандера, Филипп Янковский играет нациста Хорста. В одном из интервью Константин Фам пояснил, что он хотел надеть на зрителя шкуру собаки и показать, насколько быстро можно промыть человеку мозги и превратить его в монстра.