Гилберт Ханекроот: Я был темной лошадкой с фотоаппаратом
В утреннем «Драй-Тайме» на ROCK FM побывал знаменитый голландский фотограф Гилберт Ханекроот, человек, посвятивший свою жизнь съемкам знаменитых рок-музыкантов. Фотографу позировали Мик Джаггер и Род Стюарт, Джон Леннон и Кит Ричардс, Дэвид Боуи и Блонди, Боб Марли, Джо Кокер и Майлз Дэвис. Гилберт Ханекроот рассказал НСН о том, как ему пришлось фотографировать Тину Тернер, лежа на полу, почему он не ходит на современные рок-концерты, а также знаменитый мастер своего дела дал бесценные советы начинающим музыкальным фотографам…
В утреннем шоу «Драйв-Тайм» на ROCK FM побывал знаменитый голландский фотограф Гилберт Ханекроот, человек, посвятивший свою жизнь съемкам знаменитых рок-музыкантов. Фотографу позировали Мик Джаггер и Род Стюарт, Джон Леннон и Кит Ричардс, Дэвид Боуи и Блонди, Боб Марли, Джо Кокер и Майлз Дэвис. Знаменитый фотограф рассказал читателям НСН о том, почему он фотографировал Тину Тернер лежа на полу, и почему не ходит на современные рок-концерты…
- Здравствуйте, Гилберт! Вы принесли с собой свою книгу «От АББЫ до ЗАППЫ. Рок-фотография 1970-х», весит она, я думаю, килограмма полтора. Все ли там Ваши работы?
- Эта книга насыщенна фотографиями и, я думаю, на российского зрителя она произведет большое впечатление. Но здесь, конечно, не все мои работы. А вообще, проще назвать тех музыкантов, которых я не фотографировал. Это Элвис Пресли, потому что он умер прежде, чем я начал этим заниматься. И группа Mamas&Papas. Всех остальных я успел сфотографировать.
- С чего Вы начинали?
- Я начал работать в этом направлении в1969 году. Тогда все группы, которые сейчас легендарные титаны, только начинали и они нуждались в публикациях и фотографиях, поэтому было не сложно попасть на их концерты.
- Вы с кем-нибудь из них подружились?
- Нет, ни с кем. Я был такой темной лошадкой с фотоаппаратом. Предпочитал оставаться в тени. Общались обычно журналисты, а я просто фотографировал.
- Если Вы фотографировали преимущественно рок-звезд, значит любите рок-музыку?
- Сначала я мало увлекался такой музыкой, был просто фотографом, ну а потом «втянулся» и, конечно, полюбил рок.
- Вы «зажигали» с музыкантами?
- У меня особо не было на это время. Я бежал домой, делал фотографии, потому что газеты их ждали. Но, хотя, признаюсь, иногда бывало.
- Хотели ли бы Вы сфотографировать российских рок-музыкантов, а может уже делали снимки?
- Я не слежу за российской музыкой, к сожалению. В Нидерландах нет возможности угнаться за всеми течениями. Но в августе я видел одну вашу группу и ее сфотографировал, но название не помню. Ее можно посмотреть на моем сайте, там представлены все мои работы.
- Были ли в практике случаи, когда вы не смогли сделать хорошее фото или уловить момент?
- Обычно я фотографировал весь концерт. Это был как марафон, и я очень уставал. Но если группа нравилась, я увлекался, а если нет – делал несколько снимков и все. Была одна такая группа для меня – группа «Queen». Бывали и неудачные фотографии. Обычно это происходило, когда не было вдохновения.
- Кого было интереснее всего фотографировать, а с кем работать было трудно?
- Мне очень понравилось работать с Джерри Холл - супругой Мика Джаггера. Она приезжала ко мне в студию. Было очень здорово работать с Пати Смит, всего за пол часа она переоделась несколько раз и у нас получились отличные кадры. А самый неудачный опыт был с Джерри Рафферти, потому что он не очень симпатичный и не любил фотографироваться. Было довольно сложно работать, но зато он прекрасный музыкант.
- То есть выражение «камера любит человека» - это не миф?
- Это не миф. Это реальность. Некоторые люди очень фотогеничные, а некоторые не очень, все так и есть.
- Отличается ли публика, атмосфера и отношение людей к музыке тогда и сейчас?
- Сейчас все могут снимать концерт на телефон, поэтому, собственно, больше я не занимаюсь концертной съемкой. А так все по-прежнему : молодость, драйв.
- Какой был самый необычный ракурс в вашей практике?
- Это был концерт Тины Тернер в 1971 году. Она была одета в очень сексуальное платье, а сцена была очень низкая. Мне пришлось лечь на пол, чтобы сфотографировать. Платье было очень короткое, сами понимаете, какие получились снимки. Эти фотографии еле-еле прошли цензуру.
- Сейчас прежних своих «рок-подопечных» не фотографируете?
- Нет. Сейчас я не хожу на их концерты, потому что боюсь разочароваться. Они уже не те.
- Что вы посоветуете начинающему музыкальному фотографу?
- Работать, работать и еще раз работать. Больше практиковаться. Когда идете на концерт нужно не только наслаждаться музыкой, но и быть сконцентрированным на работе. Надо отдаваться фотографии. Нужно обязательно думать о свете. С собой должна быть обязательно вспышка. А потом нужно обязательно остматривать все снимки, сколько бы их не было. Чтобы не просмотреть самое главное и интересное.
Евгений ШТОЛЬЦ