Культура

Игорь Ясулович: Для телевидения наступили тяжелые времена

Актёр, на творчестве которого выросло не одно поколение, рассказал НСН о том, какой сегодня театр и почему актёр ничему не может научить зрителя.

В Москвоском Театре Юного Зрителя (МТЮЗе) состоялась премьера спектакля «Пингвины». Народный артист России Игорь Ясулович, на счету которого более 170 ролей в театре и кино, предстанет перед зрителем в виде мультимедийной проекции Ноя. Актёр побеседовал с корреспондентом НСН и рассказал о своих взглядах на современного зрителя, о воспитании актёра и теме войны на сцене.

- Игорь Николаевич, как вы полагаете, востребован ли театр у современного юного зрителя?

- Недавно мы в МТЮЗе играли спектакль «Нелепая поэмка». Это три главы из «Братьев Карамазовых» Достоевского. В зале было довольно много молодых лиц. Перед моим выходом на сцену я держался за кулисы и подглядывал в зал. Я видел эти лица, а потом, выходя на сцену, «чувствовал, как слушают». Молодым зрителям было важно услышать слово Достоевского.

- Многие считают, что современное кино и телевидение вытесняет театр? Как Вам кажется, людям стало интереснее смотреть кино, нежели живую игру актёров?

- Может быть, я сильно постарел, но включая телевизор на развлекательных программах, я думаю, что можно было бы найти что-то более остроумное, чем смеяться над этими иногда дебильными шутками.

Было время, когда театр умирал. Даже когда я поступил в институт в 1958 году, было ощущение упадка театральной деятельности. Это происходило, потому что активно развивался кинематограф. Сейчас всё наоборот: театр развивается, а телевидение вырождается. Кино тоже испытывает не лучшие времена. Театр существует с того момента, как возник человек. За столько веков театр не умер и никогда не умрёт. Можно спокойно относиться к различного рода экспериментам, новациям, в конце концов, «перегибы» всегда были и будут, видимо, они необходимы. Созданная Мейерхольдом «биомеханика» в меньшей степени философия, нежели практика. Это понимание природы человеческого тела, движения, как это движение возникает и для чего. Всё это помогает воспитать выразительного актёра.

- А воспитывает ли актёр зрителя?

- В молодые годы я наивно мог думать, что мы, актёры, можем воздействовать на зрителя. Например, некоторые фашисты были весьма утончённые, любили слушать классическую музыку, а потом шли убивать. Одно время, в определённых кругах было принято водить дружбу с поэтами, художниками, писателями, актёрами, но делало ли это первых лучше? Нет, не делало. Человек должен трудиться над собой самостоятельно. Театр может произвести очень сильное впечатление, но перевоспитать он не может. Человек - это сложно.

- В одном из своих интервью вы сказали такую фразу: «Всё, к чему прикасается власть, тут же становится плохим». В сложившейся мировой обстановке нужно ли показывать войну на сценах театров?

- Однозначного ответа нет. Вопрос надо ставить - зачем? Почему человеку необходимо к этому прикоснуться? Если он хочет просто поучаствовать в эффектном зрелище, то это не нужно ни сейчас, ни когда-либо. А если человек чувствует эту боль, понимает, знает, что он хочет выкрикнуть, то это необходимо. Для меня и моего поколения эта тема - не пустой звук. Мой отец прошёл войну, я сам родился в эвакуации. Нашему поколению никуда не уйти от того, что война проникла в нас. Вопрос не в том, надо или нет. Зачем ты это делаешь? Если тебе есть о чём сказать, если это связано с болью, хочешь или нет, ты будешь это делать.

Что-то происходит с людьми, с народом. Я не знаю, деградация или нет. Может, ситуация изменится и всё начнёт меняться? Я помню, какие лица были тогда, когда началась «весна». Люди улыбались друг другу, другими были. Ещё совсем недавно молодые люди уступали тебе место в метро. Потом уступать стали только молодые люди восточного вида, у них такое отношение к пожилым людям. А сейчас и этого не стало. Почему так происходит? Не знаю, меня это тоже очень тревожит. С другой стороны, люди продолжают ходить в театр, значит, надежда еще живёт.

Подписывайтесь на НСН: Новости | Дзен | VK | Telegram

ФОТО: