Мистическая жизнь рок-идола Александра Башлачева

Александр Кушнир, журналист и музыкальный продюсер, побывав в гостях программы «Наше утро» на «Нашем радио», рассказал читателям НСН об удивительном рок-музыканте Александре Башлачёве, жизнь которого окружена странными и загадочными историями, сделавшими его культовым музыкантом...

27 мая известному русскому рок-бардуАлександру Башлачеву исполнилось бы 54 года. Расскажите его основные жизненные вехи?

- Он в 1960 году родился в Череповце, окончил школу и поступил на журфак Екатеринбургского университета, а потом вернулся к себе на родину. Писал песни для местной группы «Рок-сентябрь», которая прославилась тем, что написала с Шевчуком один из первых студийный альбомов. И те самые песни, которые написал Башлачев, прозвучали на BBC у Севы Новгородцева и там был какой-то скандал. После очередных репрессий на рок, кто-то из чиновников сказал, что "с  роком в Череповце все в порядке - рока больше нет".

Рок-музыкант дружил с будущим известным телеведущим Леонидом Парфеновым. А тот познакомил его с Артемием Троицким, и он оказался очарован услышанным. Это был оригинальный бикбит, смесь частушек и рок-н-ролла. Саша Башлачев надевал кожаный ремешок себе на кисть с несколькими колокольчиками и когда он ударял по гитаре, создавалось ощущение микрооркестра. У него был какой-то божий дар общения с космосом. Плюс у него была высочайшая интеллектуальная подготовка, и диплом он писал про новую волну немецкого рока.  У него был хороший немецкий и он интуитивно мог переводить с английского. Однажды, взяв польскую газету, он начал шпарить, переводить. У человека был талант.

- Сегодня ему было бы 54, но его невозможно представить таким взрослым человеком…

- Вокруг Башлачева много мистики. Он из клуба «27», то есть прожил 27 лет. За жизнь он дал 4 интервью всего. Он был из глухого андеграунда, которому в традициях Москвы, и Питера была сильная поддержка. Саше Башлачеву, Майку Науменко, Гребенщикову устраивали квартирники. Саша Башлачев дал откровенное интервью для самиздатовких журналов и было одно видеоинтервью. Затем произошла ужасная история - видео сгорело с хозяином и домом. Многое из творческого материала Башлачева пропадало, исчезало, было много мистики.

Когда он был в свои 24 года в Москве, его познакомили с культовым подпольным режиссером, звукорежиссером  Игорем Васильевым, который купил кассетный магнитофон у Давида Тухманова. Башлачев у него в домашней студии впервые попытался записать  свои песни, бикбиты. У Башлачева были мистические отношения с техникой.

- Такого звука сейчас в 21 веке нет...

-Да, это была акустика, но то ли ангелы были, то ли демоны, которые предлагали Саше Башлачеву записаться в «электричестве». Но это были культовые люди, у них была своя узкая аудитория, была в то время субкультура квартирных концертов. Пик Башлачева пришелся на 1985-87 годы. Сложные отношения были у него с вдохновением, с Богом, с небом, с космосом, с творчеством. Свои основные песни он написал за очень короткий промежуток времени, за полтора – два года.   Последние пару лет человек мучился, поскольку песни не писались. Современник вспоминает, как он встретил Башлачева и предложил сделать квартирник. Саша жил за счет квартирников, он же не работал. Но тогда Башлачев сказал - зачем квартирники, надо просто жить. За полтора года до смерти у него внутри было такое кровавое месиво. Рассказывают, что он уничтожил черновики песен, сжег все письма незадолго до смерти, считал,  что черновики – это неродившийся ребенок.  Я писал о нем 15 лет назад в своей книге, она сейчас будет переиздаваться.

У Башлачева было несколько студийных записей.  А та запись, которая сделана на квартире Игоря Васильева, исчезла. Потом он у Леши Вишни, известного питерского режиссера, записал альбом «Третья столица». Когда закончили запись, он попросил одну песню - «Абсолютный вахтер» - никому не переписывать, чтобы не было беды.  В те годы рок-музыканты вызывались на допросы, сидели в тюрьмах. Мы говорим про эту субкультуру, про квартирники. И Саша Башлачев на квартирниках просил не писать эту песню.

- В 1987 году режиссер Алексей Учитель хотел снять фильм «Рок». Александр Башлачев начал участвовать в съемках, потом от участия отказался. Почему?

- Не только с фильмом Учителя это было. Был еще фильм «Барды покидают дворы», и Башлачев даже записал для него несколько песен на студии Довженко в Киеве, записи сохранились. Но, видимо, сказался тот раздрай, который в нем существовал, и то ли он предчувствовал, что его ждет... У него были песни-былины длительностью до 10 минут. И в динамику фильма это все не вписывалось.

Кстати, я  хочу поблагодарить вас, что вы меня пригласили, и мы вспомнили Александра Башлачева. Те люди, которые занимаются дешифровкой его творчества, попросили меня рассказать такую короткую историю. Дело в том, что фирма "Мелодия", которая долгое время колебалась - записывать Башлачева или не записывать - в какой-то момент все-таки решилась выпустить пластинку, чуть-чуть странную. Одна сторона посвящалась событиям из жизни Башлачева, на второй стороне пел Юрий Наумов и группа "Проходной двор". Он (Наумов - ред.) записывал свою сторону 18 февраля 1988 года, в тот самый день, когда в Питере на проспекте Кузнецова в 9-этажном жилом доме было найдено тело Башлачева. Уголовное дело закрыли из-за отсутствия состава преступления. Это было самоубийство. Редакторы "Мелодии" говорили о нескольких утерянных записях Александра Башлачева. Мне рассказывали, что в день рождения Высоцкого, 25 января 1986 года, он сыграл квартирный концерт на Таганке и пел только песни Владимира Высоцкого. Эта запись тоже считается утерянной. Еще один концерт на Таганке снимали на видео люди, и они потом отдали его музыкальным архивариусам фирмы "Мелодия". Говорят, что у сотрудника Ирины Рябовой, теоретически, могли сохранится записи. Вроде она уехала в Канаду. Следы человека потерялись, интернет в поисках не помогает. Если кто-то из читателей и слушателей о ней что-то знает, пожалуйста, свяжитесь с нами. Но большая радость, что многие записи удалось сохранить и они переиздаются.

О жизни Александра Башлачева так быстро не расскажешь. Мои друзья, которые делали ему квартирники, рассказывали, что он садился на стул, брал гитару, у него на руке были эти колокольчики. И больше ничего. Только зрители. Но в последние полтора года он квартирники не играл. Один из последних квартирников-концертов в Москве шел очень тяжело.  Башлачев закончил его раньше обычного и какая то девочка-хиппи, сидевшая в первом ряду, попросила его еще спеть. Он посмотрел на нее не по-доброму, исподлобья, и ответил: "Хочешь - сама спой или станцуй". Видно было, что человек внутри уже совершенно окровавленный. У этого концерта было парадоксальное послесловие. Там присутствовала еще неизвестная рок-певица Янка (Яна Дягилева - ред.). Когда она вышла, то сказала: "Ну, раз такие дела уже пошли, наверное, уже самой надо начинать петь".

Говорят, что уже после смерти Александра родился сын, расскажите об этом?

- Вообще, история о семьях и сыновьях непростая, поскольку у него был фиктивный  брак, необходимый для прописки. Потом у него появилась любимая женщина. Самым большим ударом было, когда в где-то в 1986 году у него умер трехмесячный сын. Это произошло в тот день, когда он записывал альбом "Вечный пост". Поэтому там совершенно мрачные интонации.

- Молодому поколению чем может быть интересен Александр Башлачев?

- Неплохо бы заниматься такой вещью, о которой и вслух-то стыдно говорить - самообразованием. Мне кажется, что русский рок 1970-ых годов был на тоненьких рахитичных ножках, а вот в 1980-ые годы он был оригинальный, может, в чем-то корявый, но патологически честный. Не было тогда у музыкантов мыслей написать песню, чтобы ее взяли на радио! Была большая степень самостоятельности и оригинальности. Гребенщиков написал потрясающее  предисловие к альбому Александра Башлачева: "Время 80-ых было полным свободы от укоренившегося  традиционного сознания, шаблонов и норм. Мы осознаем, что рок-н-ролл  в Америке и Англии, по сути, был тем же самым. Если кто-то считает, что в Ливерпуле в начале 1960-ых жить было весело -  то нет. Там был тот же "совок", только свой, тот, от которого  "Битлз" так замечательно удрали. Любое явление культуры представляет собой уход от стандартного и фальшивого общества. Фальшивого не потому, что люди плохие, а потому, что не умеют быть собой. А это невозможно в отсутствие желания свободы. Свобода не нужна 95 % всех людей. Но 5 % ее очень хотят. И 1 % из этих 5 % может ее добиться. Представителем этого 1 % и был Александр Башлачев".

Подписывайтесь на НСН: Новости | Дзен | VK | Telegram