Российский джаз конкурирует со спортом

9 сентября 201409:20
Выдающийся трубач Вадим Эйленкриг в интервью Radio Jazz рассказал о современном российском джазе и о скором концерте в Доме музыки.

26 сентября в Международном Доме музыки состоится концерт ведущего артиста лейбла Butman music Вадима Эйленкрига - выдающегося российского трубача.

Специально для Radio Jazz Вадим рассказал о том, что происходит сейчас в мире российского джаза, и о его личном творческом пути.

- Вадим, насколько сейчас, по-вашему, актуален джаз в России? Замечаете ли вы его развитие?

- Да, безусловно! Причем, абсолютно на всех уровнях. В России появилось огромное количество молодых, талантливых музыкантов, и их становится все больше. Налицо профессиональный рост. Я вижу интерес и со стороны публики. Фестивали в Архангельском, в Сочи - народу ходит все больше и больше. И на джазовые концерты люди и в клубы ходят, и в филармонию. Когда на гастроли езжу, тоже много народу приходит.

Я вижу тенденцию, что появилась существенная федеральная поддержка. Департамент культуры при правительстве Москвы оказывает поддержку. Областные администрации поддерживают фестивали. Я вижу развитие джаза абсолютно со всех сторон.

- Вы занимаетесь педагогической деятельностью. Насколько сейчас высок интерес к обучению джазу? Кого вы можете выделить из своих учеников?

- С одной стороны, чтобы жизнь была интересной, не обязательно заниматься джазом - у нас большая конкуренция со спортом, например. Но все равно приходит много талантливых ребят. Мой студент Михаил Бручеев играет в оркестре Олега Лунгстрема. Очень хорошо показал себя на конкурсе «Большой джаз», который я вел, но мы никому не говорили, что он мой ученик, это был сюрприз. А парню всего 20 лет. Через 5-10 лет он будет звездой. Игорь Бутман как раз берет молодых талантливых ребят до 20 лет, которые лет через 10 играют в его оркестре. Другое дело - звездность игры и медийность, это разные вещи, но это зависит от личности. Звезда - это не только профессионализм, но и склад характера.

- Теперь поговорим о вашем творчестве. Считаете ли вы, что ваш первый альбом отличается от второго? Стал ли второй альбом чем-то большим в плане роста и собственного развития?

- В этих альбомах очень много похожего, при этом они очень разные. Кому-то из моих друзей нравится первый, кому-то второй. Если кто-то видит мое развитие, профессиональный рост во втором альбоме, значит, я иду правильным путем. Я не могу себя оценивать, я - перфекционист, мне редко нравится то, что я делаю. Мне трудно оценить, какой из них лучше, я бы переписал оба, но непонятно, получится ли лучше. Я думаю, надо просто задуматься о третьем.

- Ваше творческое развитие происходит на сознательном или на интуитивном уровне?

- По философии - я скорее буддист, чем человек западного, европейского мышления. Для меня главное - быть на пути. Если я на пути, мне не так важно, как далеко я отошел от начала, или как близко я подошел к цели. Для меня путь важнее цели. Это - бессознательное. Я ежедневно занимаюсь, чтобы играть лучше, у меня есть план, что делать дальше, есть идеи, какими будут третий и четвертый альбомы. Возможно, они выйдут одновременно. Я счастлив от того, что я делаю.

- Вы можете выделить знаковых фигур, которые оказали на вас влияние? К кому на уровне мастерства вам хотелось бы приблизиться?

- Существует плеяда великих людей, к которым хочет приблизиться каждый музыкант. Если брать трубачей, это 10-15 имен. Это не обсуждается, в разные периоды жизни, времена года, люди, которых я слушаю, могут меняться, но топовые имена остаются. Что касается ориентиров - могут быть и саксофонисты, например, Стен Гет в плане мелодики, и Игорь Бутман. И это не потому, что он мой друг. Он - профессионал, у него колоссальная техника, детальная энергия, которой он давит на публику, и публику это завораживает. Этому тоже надо учиться!

- Какие сюрпризы вы готовите для слушателей к концерту в Доме музыки?

- Если и будут сюрпризы, то они будут спонтанными. Я хочу показать постоянный состав, основную программу. Особенным уже сам по себе является зал в Доме Музыки: это театральный зал с великолепной акустикой. Мне даже кажется, что там акустика лучше Светлановского зала. Для джазового концерта театральный подходит лучше, он какой-то камерный, теплый. Играть будем лучшее. Программу выстроим драматургически правильно - чтобы было развитие, кульминация, чтобы с первой до последней минуты завораживать людей. Мы никогда не играем просто так, всегда жестко все выстраиваем. Это будет очень хороший концерт в хорошем зале. Остались десятки билетов, это и хорошо, но кто-то уже не успеет и не придет...

- Вы не часто участвуете в совместных проектах, с чем это связано? Есть звезды, с которыми вы хотели бы выйти на сцену?

- Безусловно, таких артистов очень много. Многих я уже привозил. На презентацию пластинки я привозил Вероджел Донали, Родни Холс, Алана Хариса. Но музыкант должен очень осторожно привозить звезд, потому что всегда есть риск, что потом на тебя без них не придут.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене

ФОТО: