Екатерина Лопаткина: «Живые» картины Фриды – монетизация её успеха
Открылась выставка «Фрида Кало. Ожившие полотна». Искусствовед Эрмитажа рассказала НСН о популярности нового формата.
15 июля в Di Telegraph, в Москев, открылась мультимедийная выставка посвященная творчеству Фриды Кало – известной мексиканской художницы, писавшей в начале 20 века. Выставка оригиналов работ этого мастера уже прошла в Петербурге в Музее Фаберже с 3 февраля до 2 мая. На ней было представлено 35 работ художницы, как ранние произведения, так и картины позднего периода.
Кандидат искусствоведения, заместитель заведующего отделом современного искусства Государственного Эрмитажа и куратор прошедшей в Санкт-Петербурге выставки Екатерина Лопаткина рассказала НСН о феномене Фриды Кало и популярности мультимедийных выставок.
— Полотна Фриды Кало за последние полгода были представлены как на классической выставке, так и в мультимедийном проекте. Чем можно объяснить популярность её творчества именно сейчас?
— Её творчество популярно не в последнее время, а в последние 40 лет. Популярность ее творчества в России – это результат дошедшей до нас “волны”. Мультимедиа-проект, в свою очередь, просто коммерциализация ее успеха. Люди успешно монетизируют информационную волну после того, как прошла выставка в музее Фаберже.
Автопортрет Фриды Кало с терновым венцом и колибри
— Чем творчество Фриды Кало может привлекать российскую аудиторию? Трагичность её судьбы, отраженной в картинах, автобиографичность или яркие народные мексиканские мотивы?
— Фрида очень хороший художник с трудной судьбой, которая отразилась в ее произведениях. Дело не в России. Ее творчество близко каждому человеку, Фрида Кало очень гуманистический художник. Это нормально, что людям нравится ее творчество, а если и не нравится, то все равно как-то задевает.
— На ваш взгляд, на какой выставке лучше смотрятся работы Фриды Кало, в классическом варианте или в мультимедийной формате?
— Как сотрудник музея, я считаю, что встреча с оригиналом гораздо более впечатляющая, чем встреча с копией и неким воспроизведением.
Фрида Кало. Документальный фильм
— В мире искусства появлялось много новинок, которые не приживались...
— Любой эдьютейнмент (игровое обучение – НСН) имеет право на жизнь. Искусство и развлечение не противоречат друг другу. Почему бы и нет? Просто важно помнить: то,что человек видит на такой выставке, это не встреча с оригинальным произведением, а некая интерпретация, новое произведение, которое делает медиа-художник, работающий над этой выставкой.
— На ваш взгляд, можно ли соединить классическую и мультимедийную выставки, добавить в традиционную выставку чуть больше интерактивности?
— Такая идея отнюдь не новая. Сразу вспоминается музей еврейской истории в Берлине. Этот музей был создан на стыке архитектуры, дизайна, классических экспонатов, исторических и интерактивных элементов, видео, мультимедиа-программ. Мы сами делаем выставки, в которых соединяется история, какие-то новые интерпретации. Что касается любых выставок вроде “Оживших полотен”, они не имеют отношений к оригинальным произведениям: это не Ван Гог и не Фрида Кало. Просто не надо об этом забывать, и если человек пришел на такую выставку, важно понимать, что он пришел на какое-то развлечение.
— На ваш взгляд, такой вид выставки с изобилием технологий и простотой восприятия не нивелирует ценность искусства?
— Обесценить искусство невозможно. Мультимедийные выставки могут только каким-то образом продвигать искусство в новые аудитории. Это совершенно разные жанры и совершенно разные истории. Я не хожу на выставки с ожившими картинами, не вижу в этом для себя никакого смысла. Они не производят на меня впечатления. Но я уверена, есть люди, которым это нравится и они находят это интересным. Возможно, после просмотра такой выставки может проснуться интерес к оригинальной живописи Ван Гога, Фриды Кало и т.д.
— Могут ли в будущем, на ваш взгляд, измениться залы музеев, становясь все более мультимедийными и насыщенными не только изображением, но и музыкой, светом и видео?
— Искусство меняется, и в какой-то момент, возможно, мы увидим выставки современного искусства, которые будут состоять только из синтетических произведений, но классическую интерпретацию никто не отменял. Встреча с настоящим произведением, таким, какое оно есть, в нейтральном контексте, тоже важна и нужна.
— Есть ли художники, творчество которых не подходит для формата мультимедийных выставок?
— Передвигать произведения по экрану или оживлять какие-то его части можно в любом случае вне зависимости от характера творчества художника. И Кандинский там будет играть, и “Черный квадрат” Малевича можно как-то оживить, если сильно хочется. Другой вопрос, надо ли это? В этом я не уверена.
— Можно проследить тенденцию любви аудитории к художникам-сюрреалистам: раньше все интересовались творчеством Сальвадора Дали, теперь Фриды Кало. На ваш взгляд, какой следующий художник войдет «в тренд»?
— Все движется в хронологическом порядке. Раньше самыми любимыми у аудитории были импрессионисты и сюрреалисты, Фрида Кало в том числе. Смотрите, кто был дальше по времени. Можно из них выбрать, кто больше понравится, там масса вариантов.
Горячие новости
Заразились
22,9 млн
+2 379 / сут.Умерли
399 тыс.
+26 / сут.Выздоровели
22,3 млн
+2 902 / сут.- Экс-канцлер ФРГ Меркель заявила, что Зеленский сделал из нее «козла отпущения»
- США внесут жирафов в список животных, находящихся под угрозой исчезновения
- Красный Крест обнаружил нахождение 1253 пропавших жителей Курской области
- Мэрилин Мэнсон выпустил первый альбом за пять лет
- В России ввели штрафы до 5 млн рублей за пропаганду чайлдфри
- Протоиерей Ткачев призвал разрешить детям работать с 7-8 лет
- Глава МИД Франции: Украина имеет право бить по РФ дальнобойными ракетами
- Визовый центр Италии в Санкт-Петербурге сократил срок подачи документов на визу
- Путин подписал закон о списании долгов по кредитам участникам СВО
- Песков заявил, что зарплаты россиян растут
Роспотребнадзор, ВОЗ, mos.ru