Никас Сафронов: То, что Поллок в 4 раза дороже Леонардо – чистый пиар!

Заслуженный художник России Никас Софронов поделился с НСН своими мыслями относительно современных технологий и пиара в искусстве.

«Цифра не заменит кисть художника, но, наверное, среди них будут тоже какие-то очень талантливые люди. Как Малевич, скажем, в конструктивизме создал какое-то новое направление и сказал свое слово. Горки, которые делал Марк Ротко, делали какие-то линии, полосы, которые не были пейзажными, но в тоже время давали какой-то новый взгляд», - напомнил в пресс-центре НСН Заслуженный художник России, академик Академии Художеств Никас Сафронов.

«Иногда мне нужно какие-то детали подснять, и я делаю их старой мыльницей на плёнку. И это намного чётче. Либо надо очень дорогую аппаратуру, которая прямо аж светится. Но она не даёт чёткости объективной реальности. Не даёт чёткого представления о том, как на самом деле этот предмет выглядит. И вот, мой друг (Станислав) Говорухин специально снял новый фильм, называется «Уикенд». Чёрно-белый, где он плёнкой показал фактуру кадра, игру актёров, где не распылялись на детали, а фиксировали внимание на самом сюжете», - поделился с НСН Никас Сафронов.

«Когда пришло кино, решили, что не будет театра. Когда пришло звуковое кино, сказали, что не нужно будет немое. Когда появилось 3D, сказали, что не нужны будут простые фильмы. Когда пришли перформансы и инсталляции, вдруг принц Чарльз снова начинает в Англии пропагандировать реализм. На Баденской выставке в этом году реализм снова был самым популярным, - рассказал в пресс-центре НСН Заслуженный художник России, академик Академии Художеств Никас Сафронов.

«Всё возвращается к ценностям. Какие-то люди фиксируются, скажем, Уорхолл или Джексон Поллок, а какие-то люди просто проходят мимо. Они популяризируют себя, они пиарят себя, у них есть уже цена, взгляд. Но как может человек, который не умел рисовать, скажем, Джексон Поллок условно, продаваться в 4 раза дороже, чем гений Леонардо?! 135 миллионов!.. Это удивительно, но это всё - раскрутка, пиар. Это целые институты, а Леонардо просто был гением, он рисовал, он не думал о пиаре. Он просто создавал свои произведения. Какие-то удачно, какие-то менее удачно. Каких-то он стыдился, а какими-то гордился», - напомнил в пресс-центре НСН Никас Сафронов.

«Всё имеет свою цену и свою нишу. Если у людей отобрать память, но не лишить их восприятия прекрасного, они обязательно пойдут к красоте неизвестных художников. Они пойдут к Рубенсу, Веласкесу, Иванову, - убеждён Никас Сафронов. - Они не пойдут к «Чёрному квадрату». Они не пойдут к непонятным композициям. Скажем, изображена непонятная композиция под названием «№8». Иногда без названия. Мазанут две линии, разрежут холст пополам. Как можно назвать искусством, когда человек вскрывает себе вены и пальцами размазывает?! Как можно назвать искусством, когда художник берёт девушку, мажет её краской, переворачивает её на холсте, а потом это продаёт?! Это не искусство, это шок, это необычная подача, но к искусству это имеет мало отношения», - уверяет мастер.

В то же время, Сафронов не исключает, что и в области компьютерной живописи возможны «свои Леонардо»:

«В новых технологиях будут какие-то оригинальные люди. Скажем, Леонардо да Винчи, который мог бы рисовать прекрасные шедевры, но занялся компьютером, и в нём что-то создал, но он будет талантливо это делать и, наверное, это будет иметь свою нишу» - предположил в пресс-центре НСН Заслуженный художник России, академик Академии Художеств Никас Сафронов.

«Но зачастую под это дело проходят сотни и тысячи людей, хитрых от искусства, которые на этом паразитируют, выживают, - возмущается мастер. - Говорят, что они тоже - люди искусства. На самом деле, это далеко не так. Есть кисть, есть холст, есть мысли художника и есть его знания, которые он воплощает на холсте».

«Почему-то в искусстве это можно, а вот в архитектуре это опасно. Вдруг развалится дом?.. Вдруг будет не так что-то происходить с мебелью, потому что она не будет на ровном полу?.. Всё должно иметь свои законы. Эти законы нужно соблюдать. Не может быть только старое искусство. Это болото. Обязательно должно быть новое, современное искусство. Но оно должно обязательно иметь опыт и зиждиться на знании старых мастеров, на знании классического искусства. Если ты умеешь там, значит, ты можешь талантливо продвинуть себя и здесь», - выразил убеждение в пресс-центре НСН Никас Сафронов. Он подчеркнул, что придерживается принципа «искусство принадлежит народу»:

«Надо посмотреть, что думают об этом (об искусстве современных форм и технологий - НСН) простые люди. Не каждый человек из народа может работать в области искусства. Они занимаются своими делами - выращивают хлеб или тачают сапоги. Или дети. Они говорят искренне: «А король-то голый!» Не надо обманывать людей, говоря им, это всё – невидимая ткань!»

«Смысл в том, чтобы искусство всё-таки вызывало уважение, восхищение. И когда вы приходите, не знаете, кто автор, но вас это трогает - это и есть искусство. Потому что вы - образованный, вы учились, ходили в музей с детства, вы пришли, и вас это восхищает. А не тогда, когда он начинает давать книгу, талмуд, и вы, прочтя её, через месяц говорите - «Да, может быть, и так…» И уже у вас новая концепция. Нам нужно рассматривать искусство с позиции чистого взгляда, взгляда ребенка. И тогда мы будем чувствовать, что это нам нравится, это правильно», - заключил в пресс-центре НСН Заслуженный художник России, академик Академии Художеств Никас Сафронов.

В четверг 17.11.2014 в пресс-центре информационного агентства «Национальная служба новостей» состоялась пресс-конференция в поддержку «Фонда Валентина Серова» на тему «Заменит ли «цифра» кисть художника, или Русская классическая художественная школа и современные мультимедиа технологии».

Как современные технологии влияют на классическую живопись? Трудно ли во времена «цифры» и тотальной фотографии выживать устоявшимся жанрам – портрета, натюрморта, пленэра? Чего больше в популярности современных мастеров – гениального откровения или гениального пиара?

Подписывайтесь на НСН: Новости | Дзен | VK | Telegram

Горячие новости

Все новости

партнеры