«Понять и простить». Теоретик искусства оценил поджог Павленским Банка Франции

Анатолий Осмоловский объяснил НСН, зачем Пётр Павленский провёл акцию «Огонь революции» во Франции.  

Очередной перформанс устроил в Париже известный российский художник-акционист Пётр Павленский. Он повторил сценарий одной из своих акций - поджога дверей здания ФСБ в 2015 году, но на этот раз выбрал объектом своего внимания Банк Франции. В сети появились фото Павленского на фоне горящего здания банка, расположенного на месте знаменитой французской тюрьмы Бастилии.

По словам акциониста, огонь на месте, которое впоследствии стало символом французской революции, должен вызвать революционный пожар по всему миру. «В этом огне Россия начнет свое освобождение», — приводят французские СМИ слова Павленского.

Художник, теоретик искусства Анатолий Осмоловский в беседе с НСН объяснил, какие цели преследует Павленский своими акциями.

«Я бы это назвал “Понять и простить”. Павленский, как Бородач (комический герой одноименного сериала в исполнении Михаила Галустяна — НСН), в разные приключения попадает, поэтому мне кажется, это было бы хорошее название для этой акции. Если серьёзно говорить о его стремлениях, то, как говорил немецкий философ Адорно, акция показывает, чем искусство хотело бы быть. В обществе, где к нему отношение достаточно ироническое, искусство хочет быть угрозой, хочет, чтобы его заметили. Я в юности тоже таким занимался. Дело в том, что сейчас искусство не замечают вообще. Но насколько это действительно угроза, в случае с Павленским, это, конечно, большой вопрос», — заявил Осмоловский.

Определённую роль в случае с этим перформансом сыграло, по словам художника, место действия - Франция.

«Здесь важен контекст, в котором была сделана эта акция. Посмотрим, как на это отреагируют не только французские власти, но и французское сообщество. Например, любопытно, Charlie Hebdo сделают карикатуру по этому поводу или нет. Это важно. Пока можно только сказать, что русское искусство выехало в очередной раз на Запад. Посмотрим, как к русской версии акционизма относятся там. Это довольно интересно», — заметил собеседник НСН.

Что касается ответственности за поступок Павленского, Осмоловский заметил — вопрос в том, признают французы это искусством или нет.

«Постмодерн всё разрешает. Но вопрос не в этом, а в том, будет ли это действие воспринято во французском контексте как искусство. Если да, то не думаю, что для Павленского будут особые репрессии. То, что человек делает искусство, в известной степени освобождает его от различных репрессий. Это как ослабление налога: когда меценаты вкладывают деньги в искусство на Западе, им снижают налоги. У нас таких послаблений, к сожалению, не бывает», — заключил Осмоловский.

Анатолий Осмоловский в 90-ые годы проводил не менее резонансные акции, чем Пётр Павленский. Так, в 1991 году он с группой художников организовал перформанс, получивший название «ЭТИ-текст»: телами участников на Красной площади было выложено самое ёмкое и грубое из нецензурных ругательств. Одновременно акция была приурочена ко дню рождения вождя мирового пролетариата, выходу закона на запрет ругаться матом и к повышению цен. В 1998 году состоялась самая массовая для того времени акция «Баррикада», когда Большая Никитская улица была перекрыта пустыми картонными коробками. 300 человек удерживали блок, держа в руках транспаранты с лозунгами: «Запрещено запрещать», «Будьте реалистами — требуйте невозможного», «Вся власть воображению» и т.д. Этот пассаж был посвящен французской студенческой революции 1968 года.

Пётр Павленский, не так давно эмигрировавший во Францию, прославился на родине в 2010-х годах. Первый свой перформанс он провёл в 2012 году в родном Петербурге в поддержку Pussy Riot — зашив рот себе ниткой, он простоял полтора часа у Казанского собора с табличкой: «Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа». Спустя год общественность была шокирована новым творением Павленского под названием «Туша». Ко входу в Заксобрание Петербурга художник был принесён помощниками голым, закутанным в клубок колючей проволоки. Этот жест он объяснил как ответ властям на репрессивные законы, которые «как проволока, удерживают людей в индивидуальных загонах. Всё это делается, чтобы превратить людей в надёжно охраняемый безвольный скот». Самой яркой и резонансной стала акция «Фиксация» в 2013 году: Павленский провёл её в Москве на Красной площади, прибив к брусчатке мошонку. Как объяснил он позже, это была «метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества». И, наконец, знаменитая акция у дверей ФСБ, получившая название «Угроза», когда художник облил дверь в здание силового ведомства на Лубянке, поджог и ожидал собственного задержания. Суд приговорил его за это к штрафу в 500 тысяч рублей.


Подписывайтесь на НСН: Новости | Дзен | VK | Telegram

Горячие новости

Все новости

партнеры