Оленеводы Югры с медведем говорят только по-русски

Президент Союза оленеводов Югры Степан Кечимов в интервью НСН рассказал, как проходит день в тайге, и почему ханты обращаются к медведю на Вы.
Этнографический туризм становится популярным в России благодаря самобытным регионам страны. Особое направление этого вида туризма начали развивать и в Югре (Ханты-Мансийский автономный округ), где ведут традиционный образ жизни коренные малочисленные народы Севера: ханты, манси и лесные ненцы. Специальный корреспондент НСН Инна Харченко побывала в гостях у президента Союза оленеводов Югры Степана Кечимова, чтобы узнать, на каком языке современная Югра разговаривает с "хозяином тайги".

- Степан, сегодняшний Сургут вполне себе современный и красивый город, не отстает и Когалым. Но ваша жизнь все равно связана с тайгой. Почему?

- Я родился в 1965 году, летом, в самый разгар жары. В то время ведь таких городов не было, они только недавно появились. Был совсем маленький поселок Сургут и крошечная национальная деревня Русскинская. И только в 70-е годы был основан город Когалым. В семье нас было пятеро детей, я - средний. И тогда нашей основной едой были рыба и мясо, а конфет достать – было за счастье. Когда в деревню приезжали, тогда и ели. Родители запасались ими на год.

Жизнь в больших городах за полвека сильно изменилась, но в тайге мало изменений. Как раньше коренной житель – оленевод или рыбак – круглый год мог добывать себе дичь, так и сейчас, я иду в лес, когда мне надо, чтобы подстрелить там какую-нибудь утку для пищи. Другое дело, что сейчас, если меня поймают на рынке с этой уткой, то со мной будет совсем другой разговор. В этом отличие.

Зимний дом Степана.JPG

Хотя, все больше ощущается, что живем в ХХI веке. Вот взять, тот же этнотуризм, за последние годы у нас появились новые современные дороги, потянулись туристы, и наши коренные жители – оленеводы, рыбаки – начали заниматься своим коренным промыслом, как этнотуризмом. Кто-то уже разводит оленьи стада, чтобы не просто жить за их счет, но и принимает у себя гостей со всей страны.

- Олень для многих россиян уже давно экзотическое животное и мы очень мало знаем об оленях. Это дикий зверь или его можно считать домашним животным?

- Он лишь наполовину приручен. Я всегда говорю, что олень не совсем домашнее животное. Это лошадь или корову можно держать во дворе, а олень приходит домой, но не дается, чтобы его обнимали, ласкали. Хотя и узнает своего хозяина.

Летом олени едят в основном травы, в наших краях растут порядка 40-50 разных видов, иногда ест ягель. А ближе к осени перебирается в места, где растут белые и красноголовые грибы. Зато зимой мы на одном месте не сидим. Зима длинная и оленей нужно перевозить в другие места, а то они весь ягель «копытят». Чтобы пастись, им нужна большая площадь, километров 10-15.

- Ваши 50 оленей дают хороший доход?

Загон для оленей.JPG

- Олений доход у меня идет только благодаря этнотуризму. Меня приглашают в города с нашей национальной атрибутикой. Я беру с собой две-три упряжки оленей, специально обучаю их, на это уходит два-три года. Гости приезжают в национальную деревню и селятся в ней на время. У меня лично часто гостят мои друзья. Тут недалеко есть заимка, там очень красивое место с избушкой и банькой, которые люди арендуют. Кроме того, у нас есть специальное национальное предприятие, которое покупает оленину, и еще ее принимают городские фирмы.

- Ну а молодежь что выбирает, тайгу или большие города?

- Тяжелый вопрос. Те, кто остаются, то обязательно должны чем-то заниматься, нельзя в тайге сидеть, сложа руки. Некоторые открывают национальные фирмы или идут учиться на нефтяников. У нас есть школы со всем необходимым, так что с образованием проблем нет.

Часто друзья удивляются, мол, у вас, коренных жителей, время вообще не расписано. Как раз наоборот, все рассчитано по минутам. Зимой, конечно, мы позволяем себе спать подольше, потому что дни короткие. А вот летом-весной все иначе. Много забот с оленями и их приплодом. Каждый день встаем в 4 утра и ложимся в 11 вечера. Так что рабочий день у нас ненормированный.

- Как вообще зиму в тайге пережить? Кажется, что как минимум психологически это довольно грустно.

- Вовсе нет, это наша жизнь. Мы если с женой Зиной в городе день-два побудем, нас тянет обратно в лес. В свое время, мы с супругой жили в городе. Еле вытерпел, а мог бы быть сейчас большим начальником. Но в конце года написал заявление и уехал жить в лес. Не могу в городе жить и все тут! Может я глупый, но в лесу мне хорошо. Все свое, родное. Общаешься с природой. Нет скуки! Нам с женой и дня не хватает. Домой приходим и спохватываемся: «А ведь я это не успел сделать!», «А я то!».

Цивизация в тайге -2.JPG

- Но, ведь, в быту вам очень тяжело. Ни стиральных машин, ни посудомоечных…

- Да, стиральная машина здесь не работает, электрическое напряжение слабое. У нас есть небольшой переносной генератор на 1,5 кВТ, но от него работает только телевизор, а, скажем, электрочайник уже не потянет. Наш чум по большей части делается из брезента. Тут продуманный механизм: легко поставил и так же легко снял. Из оленьих шкур жилище только на Ямале еще делают, ведь там тундра и куда холоднее.

- А дом вы закрываете, когда уходите?

- Нет, у нас коммунизм.

- Не боитесь диких зверей? Часто к вам заходят медведи?

- В последнее время очень много развелось медведей. Из-за большого количества лесных пожаров, звери вынуждены покидать привычные места и искать, где есть для них пища. Раньше много дичи водилось, а после пожаров вся исчезла. Вот медведь и нападает на оленей.
Медведь убил оленя. Степан убил медведя.JPG

Очень часто нападает! Медведь – для нас основной враг летом. Наших коренных жителей, порой, судят за убийство медведей, но не ради шкуры или мяса мы это делаем. Мы просто защищаемся и защищаем наши стада. Но вообще, когда мы говорим про медведя, то лучше по-русски говорить, по-хантыйски не надо. Медведь такое животное, что про него лишнего лучше вообще не говорить. Он слышит. Об этом говорят наши легенды. А мы верим. И по-хантыйски мы с медведем на «Вы».


Подписывайтесь на НСН: Новости | Дзен | VK | Telegram

ФОТО: Степан Кечимов ФОТО: livejournal.com