Культура

Шесть лет и один «Текст». История романа Дмитрия Глуховского

15 Июня 2017 в 09:00
Шесть лет и один «Текст». История романа Дмитрия Глуховского
ФОТО: Андрей Поташов// НСН
Писатель Дмитрий Глуховский рассказал НСН, какие метаморфозы претерпел роман «Текст» за годы создания.

Телефон в XXI веке начинает выполнять такие функции, о существовании которых 50 лет назад ещё никто не подозревал. В нём отражаются все мысли человека, его переживания, выраженные в тексте, в фотографиях, всё, чем живет и дышит рядовой обыватель. Но техника остается техникой, и, попав в руки другого пользователя, она будет исправно выполнять его прихоти с автоматизмом, который не позволит окружающим раскрыть подмену.

Именно об этом рассказал в своём новом романе читателю писатель Дмитрий Глуховский. В пресс-центре НСН он провёл презентацию своего первого реалистического произведения «Текст», в ходе которой описал историю создания книги.

«Шесть лет назад была сценарная заявка от одного режиссера, который предложил мне подумать, что было бы, если бы один человек нашёл телефон другого. Далее было про то, как этот персонаж замещает своей жизнью жизнь предыдущего владельца смартфона. Но для этого режиссёра (не скажу какого) история оказалась слишком жёсткой, мрачной, это был изначально нуар. И я спросил — “Если я книгу напишу, вы не против?”. Он не возражал. Для него это так и осталось такой мимолётной идеей, а я, спустя шесть лет, взялся написать этот роман. Это заняло около года, активная работа шла последние несколько месяцев, но идея вызревала несколько лет», — рассказал писатель.

Как признался автор, с началом написания книги все события вокруг стали рабочим материалом для сюжета. Особое значение в определении окончательной версии романа сыграли, и течение времени, и возрастающая роль техники в жизни современного человека.  

«Всё это время шло накопление. Когда ты твёрдо уже решил писать, всё, что с тобой происходит, ты начинаешь немедленно примерять на сюжет — какие-то газетные истории, разговоры с друзьями, любовные романы, бытовые конфликты, лица, которые ты увидел в метро. Начинается такое втягивание материала из внешнего мира. И это и есть та сама глина, плоть на костях или пластик в 3D-принтере, который потом обтягивает скелет, из которого образуется сама книга. Если бы я взялся за этот роман шесть лет назад, он бы был совсем другим. Потому что телефоны стали играть такую роль в нашей жизни именно сейчас. Тогда бы это были SMS-ки, и это был бы гораздо более скупой и скучный роман. Сегодня за счёт того, что в телефоне находится целиком наша душа, а не одни только переписки, книга получилась более точной, объёмной и интересной. Так что я рад, что шесть лет назад я за неё не взялся», — признался Глуховский.

Привлечь современного читателя способны честные и искренние сюжеты, а также персонажи, похожие на живых людей, убеждён писатель. Он рассказал, почему массовая культура лишена этих категорий, и литература на сегодняшний день остается единственным честным видом искусства.

«Сюжетная заявка, с которой всё начиналось, это одна страница, она достаточно схематична. Но когда ты садишься за героя продумывать и проживать, прописываешь за него всё, ставишь его в какие-то обстоятельства, пытаешься понять, почему он такой, какое у него было детство, какие случались с ним истории, то ты понимаешь, что это всё не проходит проверку на шаблонность. И тогда ты стараешься сделать всё, как в жизни, честно, как ты бы себя повёл на месте героя. А я бы себя повёл, как живой человек — я не герой, я не очень далёкий человек, не сверх образованный. И все те эмоции, которые положено испытывать персонажам кинофильмов, конечно, мы с вами не испытываем. Любовь у нас более плоская, чем показана в фильмах, страхов больше, комплексы, вечные сомнения в себе. И когда ты честно, как живой человек, пишешь за своего персонажа, другие люди узнают это и ценят эту искренность. Потому что всё массовое искусство замусорено шаблонами. На телевидении видно желание потрафить всем сразу, кино — это государственные деньги, там боятся кого-то отпугнуть. А когда ты хочешь понравиться всем, в итоге получается нечто совсем уж беззубое, замыленное, скруглённое. А литература может себе позволить и честность, и искренность, и надрыв, разоблачение себя, исповедь. Именно затем, мне кажется, мы книги и читаем», — заметил собеседник НСН.

Роман «Текст» привлёк внимание читательской аудитории ещё до печати, поскольку стал первым реалистическим произведением Дмитрия Глуховского. Ранее писатель закрепил за собой статус фантаста после выхода в свет серии романов-антиутопий «Вселенная Метро-2033», а также произведений «Будущее», «Сумерки» и «Рассказы о Родине». 


Партнеры

Партнеры

Партнеры