Культура

«Нехорошая» картина. Художник объяснил нападение на полотно «Иван Грозный»

26 Мая 2018 в 14:04
«Нехорошая» картина. Художник объяснил нападение на полотно «Иван Грозный»
РИА Новости

Анатолий Осмоловский в эфире НСН напомнил, что эта картина Репина не в первый раз подвергается вандализму.

Полотно Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван» очень остро действует на психически неуравновешенных людей. Такое мнение высказал в эфире НСН художник, теоретик искусства Анатолий Осмоловский.

Он напомнил, что первое нападение на картину произошло чуть больше века назад. В 1913 году, когда полотно было представлено впервые, его порезал ножом из идеологических соображений иконописец Абрам Балашов.

«Репин показал царя Ивана Грозного убийцей с безумным и довольно страшным взглядом. То есть картина так эмоционально заряжена, что психически неуравновешенные люди так на нее реагируют. Она действует на них крайне остро. Но это не значит, что полотно нужно убирать. Имеет смысл поставить на картину бронированное непробиваемое стекло, то есть защитить ее более профессионально и надежно», - заявил собеседник агентства.

После первого нападения потребовалась реставрация лица царя Ивана Грозного, которое было исполосовано ножом. Работы по восстановлению проводил сам Илья Репин. Он переписал лицо царя, но результат очень сильно отличался от оригинала.

Повторная реставрация проводилась уже по инициативе директора галереи Игоря Грабаря. Он принял решение удалить нанесенные художником краски, восстановить утраченный слой акварелей и затереть его лаком. С 1927 года картина находилась под стеклом и никогда не покидала пределов «Третьяковки» с целью демонстрации на выставках. Но этого для защиты полотна оказалось мало.

«В картинных залах, как правило, охраны нет, там присутствуют смотрители – пожилые женщины, в задачи которых входит нажать тревожную кнопку и вызвать полицию. Конечно, не посадишь в каждый зал вместо смотрителя охрану. Это очень дорого. Такие произведения искусства, вызывающие такую негативную реакцию, все уже известны. Их необходимо защитить», - подчеркнул Осмоловский.

Он отметил, что  самое чудовищное покушение на произведение искусства в истории наших музеев произошло еще в советские годы. Тогда один эстонский националист облил кислотой «Данаю» в Эрмитаже.

«По сути, картина после этого была утеряна для искусства. Даже после реставрации видно, что авторская живопись пострадала настолько сильно, в тех частях, куда попала кислота, ее просто нет. Надеюсь, что здесь повреждения не такие чудовищные и все можно будет восстановить», - заключил художник.

Академик Российской академии художеств, заместитель председателя Союза художников России Сергей Заграевский в разговоре с RT в свою очередь отметил, что реставрация поврежденного полотна может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. По его словам, работа предстоит большая, не исключено, что руководство музея примет решение провести комплексную реставрацию картины.

«Ну и поскольку прорван холст, то это в любом случае достаточно кропотливая работа по его сшиванию, а также восстановлению красочного слоя», — отметил эксперт.

В «Третьяковке» уже подтвердили, что картина порвана в трех местах, повреждена авторская рама, при этом самые ценные элементы – руки и лицо царя и царевича, - остались невредимы.

Между тем, сам виновник уже рассказал следователям, что толкнуло его на вандализм.

«Приехал посмотреть на нее. В восемь вечера зашел, уже хотел было уходить, в буфете выпил сто грамм водки и чего-то… Водку не пью, вот и накрыло», — признался мужчина.


Ранее источник в МВД рассказал, что хулиган, 25 мая разбивший стойкой ограждение защищавшее холст стекло, оказался родом из Воронежа, ему 37 лет. В отношении мужчины возбуждено уголовное дело, которое грозит ему штрафом до 3 млн рублей или лишением свободы на срок до 3 лет.





Партнеры



Партнеры



Партнеры