Культура

Кризис «Золотой Маски». Почему критикам скучно идти на церемонию

19 Апреля 2017 в 18:54
Кризис «Золотой Маски». Почему критикам скучно идти на церемонию
ФОТО: 2do2go.ru
Театральный критик Ольга Галахова рассказала НСН, почему «Золотая Маска» давно перестала оправдывать свой статус национальной премии. 

На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко 19 апреля состоится церемония награждения лауреатов театральной национальной премии «Золотая Маска». О том, как изменилась премия за годы существования, и что волнует современный театр сегодня, НСН поговорила с театральным критиком Ольгой Галаховой. Она рассказала, что в сегодняшней премии способно оттолкнуть критика, не готового к тому, чтобы петь дифирамбы на заказ, и почему с каждым годом остается все меньше надежд на сохранение и развитие театральных традиций, на поддержку подлинно инновационного в рамках официальной национальной премии.

— Какие у вас ожидания от премии в этом году? Какие тенденции вы прослеживаете?

— В этом году я видела не так много, чтобы говорить о тенденциях. Возможно, я и пропустила нечто значимое.. Но я даже не иду на церемонию, во-первых, потому, что работа в родном Московском Губернском театре, а во-вторых, скучно и неинтересно.  Конечно, я надеюсь, что спектакль Николая Рощина по пьесе Гоцци «Ворон» получит поощрение, также «Гроза» Андрея Могучего из БДТ, Гриша Козлов с его мастерской и «Записками врача» — это всё питерцы. Вот собственно и все, чего я ожидаю.

— Почему так поменялось ваше отношение к «Золотой Маске»?

— Дело в том, что сейчас происходит смена поколений в театре. Она всегда происходит, но в последние годы это чувствуется особенно остро. И «Золотая Маска» вместо того, чтобы осознавать ответственность момента, она не отражает то, что происходит в нашей театральной державе, а продвигает определенный тип имен. Серебренников театр получил, Богомолову скоро дадут, и это обусловлено тем, что сейчас нужно делать новые имена. А искусственно делать лидера — это медвежья услуга, потому что он сам должен преодолевать проблемы и формироваться без индульгенций. Чрезвычайно слабой, с моей точки зрения, была и «Маска Плюс», я там посмотрела несколько спектаклей. Во второй половине «Золотой Маски» я потеряла к ней интерес окончательно. Скучно… Театр наш стремительно провианциализируется, особенно тот тип театра, который мыслит себя инновационным, повторяя зады европейского, мирового театра 60-70-ых годов. Мастерство теряется, к инновациям не прорываемся за редким исключением.

— Из-за чего, по-вашему, премию постиг этот кризис?

— Он не мог не наступить. Потому что сегодня премия превратилась в бизнес-проект Ревякиной (Мария Ревякина, исполнительный директор национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» — НСН), который весьма дорого обходится государству. Этот проект стал клановым, несмотря на то, что официально он называется национальной премией. Я считаю, что они должны убрать эту приставку «национальная», потому что это частная инициатива, раздутая до небес.

— Неужели Минкульт не может никак повлиять на то, чтобы изменения состоялись?

   — Вы знаете, реформирование премии, которое попыталось сделать министерство культуры, не удалось. Подключение к этому вопросу Минкульта, который является учредителем премии, было воспринято сообществом как наступление на свободу. А то, что госпожа Ревякина нарушала принципы демократии, положения премии, это, видимо, считается допустимым. Весь ее либерализм выращен в недрах комсомола. Почему-то общественность не интересует, что в руках одного человека сосредоточены финансы национальной премии, Театра Наций и Фестиваля малых городов России. Все-таки удалось ограничить ее права и статус  генерального директора изменить на — исполнительного. Между тем, она, как директор, очень «демократично» обзванивает критиков, чтобы предложить им стать членами экспертного совета, присутствует на закрытых обсуждениях, хотя это запрещено. Я думаю, это потому что Мария Евсеевна боится, что премию дадут не тому, кому надо. Об этом говорят в кулуарах эксперты. И поэтому мне очень жаль, что театральная Россия так серьезно относится к этой погремушке, именуемой «Золотой Маской». Впрочем, другой премии статуса национальной нет. «Золотая маска» — монополист.

В этом году в Москве происходит 23-е награждение премией «Золотая Маска» профессиональных деятелей театрального искусства. Впервые она была учреждена Союзом театральных деятелей России в 1993 году, а первое награждение состоялось в 1995-м. премия охватывает все многообразие видов театрального искусства, включая оперу, балет, драму, современный танец, мюзикл, оперетту и театр кукол. 

Партнеры

Партнеры


Партнеры