Кибовский: Я против революций в Москве, но за – революции в искусстве!

Руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский рассказал НСН, в чем секрет рекордной посещаемости Московского культурного форума.

Московский культурный форум проходит в столице с 24 по 26 марта. В первый день работы мероприятие посетили больше 15 тысяч человек. Чем форум заинтересовал москвичей, а также о предстоящей «Ночи театров» НСН рассказал руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский.

- 25 марта в России отмечается День работника культуры. В этом году праздник совпал с проведением Московского культурного форума. В чем специфика данного формата, и почему с того раза, как такой форум был организован впервые, получили рекордные цифры посещаемости?

- Там интересно все. Все-таки, 12 миллионов москвичей - это довольно большая аудитория, не считая тех, кто находится в столице по рабочим делам, приезжая из других городов и даже стран. И у каждого есть свои интересы, которые, зачастую, бывают диаметрально противоположны. Кто-то хочет увидеть, скажем так, высокое, концептуальное искусство. А кому-то ближе самодеятельный формат, который можно встретить в наших домах культуры, и который тоже очень востребован. Два миллиона человек, которые на постоянной основе задействованы в культурно-досуговом секторе - это серьезная цифра. И еще неизвестно, у кого больше охват аудитории. Знаете, бывают такие эстетствующие личности, которые не без снобизма говорят: "Ну что это такое, кружковщина какая-то?". А ведь в таком самодеятельном формате чувствуется огромная энергетика. Так вот, мы показываем и то, и другое. Именно такая широкая гамма культурных форматов нашей столицы и привлекает аудиторию.

- Такой формат влияет в дальнейшем на посещение кружком и секций? Число детей, занятых в системе дополнительного образование увеличивается?

- Конечно! Кто-то, например, хочет прийти с детьми и посмотреть, что из себя представляют музыкальные школы нашего города, как они готовят наших ребят. Мы ведь имеем одну из лучших систем дополнительного образования в области искусства. И это не только мое мнение. Только за последнее время наши ребята взяли гран-при в Венгрии, гран-при в Латвии, в Германии успешно выступили в других странах, и это - повод гордиться ими не меньше, чем нашими олимпийскими чемпионами. В этом смысле я солидарен с Владимиром Теодоровичем Спиваковым, который говорит: "Это маленькие люди, но большие артисты".

Кстати, если говорить про Спивакова: на прошлом культурном форуме семь тысяч абонементов было куплено на стенде Московского дома музыки. А ведь сегодня же есть интернет-продажи, все доступно. Спрашивается: почему же такой интерес был вызван именно в рамках форума? Да потому, что люди вживую познакомились с этой эстетикой и решили, что пора выйти из дома, оторваться от телевизора и знакомиться с этим пластом культуры не в записи, не через интернет. Казалось бы, сейчас есть и записи и даже прямые трансляции, но они никогда не заменят Вам живые концерты.

- Что бы Вы порекомендовали посмотреть посетителям форума?

- Кому-то покажется интересной выставка работ современных художников. Вот, кстати, действительно могу рекомендовать выставку «Неизвестные шедевры». Рекомендую не из-за своих эстетических пристрастий, это действительно уникальная возможность увидеть некоторые картины, которой больше не будет: частные коллекционеры из своих собраний на три дня дают уникальную подборку из четырех десятков работ. Что не картина – великое имя. Айвазовский, Перов, Шишкин, Васнецов. То есть, вся хрестоматия российской живописи. Эта мини-Третьяковская галерея соберется на три дня и когда мы сможем увидеть ее снова – неизвестно.

- Вы сами на что обратили внимание?

- Для меня стал откровением второй вариант «Видения отроку Варфоломею» Нестерова. Или, например, картина, на которой изображено, как выглядела территория, на которой сейчас располагается Парк Горького в начале ХХ века. Никто же не знает, что до появления парка там была огромная складская зона. Еще сто лет назад там была настоящая катастрофа, просто какой-то Южный порт в нашем с вами современном понимании. Это действительно очень интересно. Так что рекреация промзон, которой сейчас активно занимается правительство Москвы – это не наше изобретение. Это началось еще в прошлом веке.

- После прошлого форума москвичи начали поголовно записываться в библиотеки…

- Да, это так. На прошлом форуме у нас 3,5 тысячи человек записались в библиотеки. Казалось бы, как и в ситуации с Домом музыки, что мешает подойти и сделать то же самое в обычное время. Я даже поговорил с одним из гостей форума, который живет в Текстильщиках, и этот разговор оказался очень интересным. Говорю: «Простите, можно один вопрос? Вы только здесь узнали. Что в Москве существуют библиотеки?». Отвечает: «Да я каждый день мимо библиотеки хожу, с работы и на работу, но, честно говоря, думал, что это уже мертвый формат, атавизм советской эпохи, а тут нашел стенд своей же библиотеки и узнал, сколько всего там есть». А там действительно очень много всего: с 1 декабря мы подключили 418 библиотеки к Национальной электронной библиотеке, и теперь вы можете получить доступ не только к книгам, которые стоят на полках, но и почти к двум миллионам редчайших экземпляров из РГБ и РНБ. Так что теперь не нужно никуда ездить!

- В этот раз форум пришелся на День работника культуры. Получается, двойной праздник…

- Для нас этот форум – настоящий праздник. Понятно, что мы отмечаем День работника культуры, Всемирный день театра. Но для нас, как для органов власти, важен не только сам форум, но и его эхо. Когда люди возвращаются в концертные залы, библиотеки, в музеи, когда возникает желание вернуться в эту атмосферу.

- Сегодня в Москве пройдет «Ночь театров». Приоткройте тайну, что смогут увидеть зрители?

- Это 60 театров, которые будут принимать гостей, организовывать творческие встречи, экскурсии в театральное закулисье. Раз в год у вас появляется возможность взглянуть на театр не со стороны зрительного зала, но и со стороны сцены. В «Современнике», например, готовится встреча с Галиной Борисовной Волчек. Куда уж интересней! Сейчас очень многие говорят о революциях, 2017 год, все-таки. Я могу сказать, что я против революций в политике, но за революции в искусстве. Так вот, Галина Борисовна - это человек, при участии которого «Современник» задавал тон не только театрального искусства, но кинематографа, литературы. До сегодняшнего дня «Современник» остается одним из самых востребованных театров не только в стране, но и за рубежом. И тут есть возможность прийти, пообщаться. Это точно пропускать не стоит.

В большинстве случаев это будут не полноценные спектакли, а отдельные сцены. К сожалению, мы не можем везде дать полные постановки, но, судя по опыту прошлого года мы не сомневаемся, что люди вернутся, чтобы досмотреть спектакль до конца.

- Каждый год в Москве появляются новые мероприятия «ночного формата». У него даже появились свои фанаты…

- Да, действительно, каждый год мы добавляем новые мероприятия. Так, в Год кино у нас была «Ночь кино», которая имела колоссальный успех (я очень рад, что эту идею поддержало Министерство культуры и теперь такие мероприятия будут проходить не только в Москве, но и в других городах странах), «Ночь на катке». Вообще, в прошлом году мероприятия такого ночного формата посетило около миллиона человек. Это очень серьезная цифра. Но нужно понимать, для чего мы это проводим: нам важно таким образом привлечь внимание людей, которые только открывают для себя ту или иную институцию. После таких мероприятий зрители, особенно молодые ребята, возвращаются, осознав, чем, например, современный театр отличается от кино. Это очень важно. Хотя, конечно, есть уже и настоящие ценители, у каждого театра есть своя постоянная аудитория. Мы в культуре не очень любим слово «фанаты», считая его спортивным лексиконом, но очень рад, что у нас есть и организации, и личности, у которых есть именно фанаты, почитатели. Приятно, когда люди знают репертуар, идут не просто послушать оперу, а на определенную партию, на определенный голос. Это – высочайший класс аудитории, которой мы в Москве обладаем.

Подписывайтесь на НСН: Новости | Дзен | VK | Telegram

ФОТО: РИА Новости/Евгений Одиноков