Культура

Кибовский: Мы постепенно выигрываем «войну с диваном» за внимание москвичей

27 Марта 2017 в 09:20
Кибовский: Мы постепенно выигрываем «войну с диваном» за внимание москвичей
РИА Новости

Руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский рассказал НСН, как Москва изменила отношение горожан к собственному времени и что предложила взамен дивану и ТВ.

Московский культурный форум накануне завершил свою работу в столице. Апофеозом мероприятия стала проведенная в Манеже «Ночь театров». Как возникла идея собрать все постановки под одной крышей и какие мероприятия порадуют москвичей дальше НСН рассказал глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский.

- В Москве накануне прошла очередная «Ночь театров». Второй год подряд мероприятие проводилось в необычном формате – все постановки были собраны в одном месте. В чем преимущества такого формата?

- Этот формат мы попробовали в прошлом году. К такой программе возник очень большой интерес, потому что, придя на одно место можно получить впечатление о самых разных жанрах, разных театрах и увидеть много интересного. «Ночь театров», прошедшая в рамках Московского культурного форума в Манеже, объединила в себе самые разные жанры. Начали действо Владимир Панков и Вячеслав Маленко с поэтической программой, которая провела слушателей от Золотого века, через Серебряный век, Эпоху революции к военной поэзии времен Великой Отечественной войны. В финале ребята, которые все это прочитали, исполнили свои собственные произведения. И это очень здорово, потому что мы показываем, что эстафета, идущая из глубины нашей поэтической школы, не прервалась и сегодня мы имеем достойную смену.

- Раз уж мы заговорили о поэтической ситуации в Москве, как Вы в целом ее оцениваете?

- У нас вообще очень интересная поэтическая ситуация. Не стоит забывать, что в этом году исполняется 125 лет Цветаевой. Также впереди годовщины у Маяковского и Высоцкого. И мы сегодня имеем не только ретро. У нас есть хорошие молодые ребята-поэты. Просто сегодня, когда мы только пытаемся возродить формат выступлений как у Маяковского, к примеру, в рамках Дня города, ребятам, зачастую, негде выступить, чтобы быть услышанными. Другая культура. Помните избитую фразу? «Вы же поэт, вы – рупор эпохи!» И молодые поэты, действительно, могут оказаться рупором эпохи. Ведь рупор не обязательно должен быть политическим. Это могут быть ребята, которые в своих стихах отражают современный мир и те проблемы, которыми мы живем.

- В рамках «Ночи театров» были показаны не целые произведения, а отрывки. Чем это обосновано и почему выбор пал именно на них?

- Показать спектакли целиком просто не было возможности. И потом, цель мероприятия заинтересовать зрителя, чтобы он потом вернулся в театр, чтобы увидеть спектакль целиком. Теперь о том, что касается выборы произведений. Московский театр оперетты показал сцену из спектакля «Вольный ветер мечты». Эта работа сделана молодой командой оперетты. Мы можем гордиться, что сегодня наша московская оперетта – это не только люди в цилиндрах и во фраках. Это отличная, молодая, талантливая и красивая команда, которая поставила мюзикл по песням Дунаевского, куда можно прийти, чтобы отдохнуть душой. Думаю, что ребята всех в этом убедили.

Эстафету продолжил Роман Виктюк со своими произведениями. Он показал сцену из «Федры», которая сегодня уже считается программной вещью. Нужно сказать, что не так давно театр получил новую площадку – ДК Мельникова на Стромынке, которое само по себе является архитектурным объектом. Сейчас у труппы есть премьерный спектакль «Венецианка». То есть театр не только гордится своими программными вещами, но есть и новые постановки, которые интересно увидеть, это очень хорошо.

Закончил «Ночь театров» «Балет Москва» со сценой из спектакля «Кафе Идиот», ставшего лауреатом премии «Золотая маска-2016». Если уж придирчивое жюри дало награду именно этому спектаклю, думаю, стоило воспользоваться возможностью и посмотреть, за что спектакль получил признание.

В антрактах между сменами сценических площадок выступали артисты разных московских театров. Это и «Гоголь-центр», и «Практика», и Мастерская Петра Фоменко. Они показали небольшие отрывки, но всегда очень интересные, охватывающие разные направления, которыми богата наша театральная Москва. Помимо этого, у нас была концертная программа. Так что впечатление можно было получить на любую повестку и запрос. Главное, чтобы было хорошее настроение и это мы увидели.

- Какое впечатление у зрителей осталось после посещения культурного форума?

- Когда люди уходили с форума, мы провели социологическое исследование и увидели, что индекс лояльности колоссален. Он превысил все контрольные цифры, которые были ранее озвучены.

- В Москве проходит очень много мероприятий и не о всех люди знают. Есть какие-то интернет-ресурсы, зайдя на которые можно увидеть все бесплатные мероприятия или определиться с ценами на билеты?

- Цена – это всегда вопрос выбора. Попасть в партер бесплатно вы не сможете, к сожалению. Что касается городских праздничных мероприятий, то они всегда имеют свободный вход. У нас почти непрерывно идет фестиваль «Московские сезоны». Каждый из них сопровождает определенная творческая программа, причем самого разного. Прошла Масленица. Сейчас мы готовимся к Пасхе. Эти мероприятия для горожан всегда были доступны. Если говорить о таком формате праздничных мероприятий, то он в городе сегодня представлен в полном объеме. Есть соответствующий портал – mos.ru – где все программы вывешиваются заранее.

А есть еще масса мероприятий, которая проводится не нами. У каждого федерального учреждения есть своя программа и своя информационная база. Есть много частных мероприятий. Вообще в Москве в год проходит больше 300 фестивальных мероприятий. Из них порядка 50 - топовых, которые замечают и видят все. Вот сейчас будет фестиваль Ростроповича, далее - «Пасхальный фестиваль» Гергиева, Чеховский фестиваль, Московский кинофестиваль, Театральный фестиваль. А еще у нас каждый день открывается четыре выставки, плюс проходит порядка 70 концертов и спектаклей. Понятно, что в этом многообразии очень трудно сориентироваться. Когда я начинал работать, узнать о спектаклях и концертах можно было только через «сарафанное радио», теперь для этого есть интернет.

- Что можно сказать о статистике посещений культурных мероприятий в Москве?

- Сегодня треть горожан сами себя позиционируют, как «постоянная аудитория культурных мероприятий». Это миллионы человек! Огромная цифра! И это люди, которые не «просто разово зашли». В прошлом году было зафиксировано 64 млн посещений в наших учреждениях культуры. То есть, в среднем каждый житель города пять раз куда-то сходил. Понятно, что цифра условная, но она показывает, какой уровень интенсивности внимания в нашем обществе. А на фестивали, на 9 мая, праздники в парках приходит вся аудитория. Таким образом, у нас все жители Москвы втянуты в ее культурную повестку, плюс к этому треть горожан считают себя «постоянной аудиторией», и в их жизни общение с культурными институциями занимает значительную часть.

- В ближайшие месяцы куда бы Вы посоветовали сходить гостям и жителям столицы?

- Мы готовимся к Пасхе. На фестиваль «Пасхальный дар» запланирована большая программа. Само-собой, начнутся Фестиваль Ростроповича и «Пасхальный фестиваль» Гергиева, апофеозом которого станет концерт мэтра 9 мая на Поклонной горе. Я знаю, что многие люди приезжают только ради него.

Уже сейчас идет большая подготовительная работа к 9 мая. До этого, 1 мая, будет открытие летнего сезона в парках. Только что в Манеже прошла юбилейная выставка Василия Нестеренко. Там же запланирована выставка Сергея Андрияки. Это выдающийся, я бы даже сказал, великий художник. То, что он творит акварелью, люди маслом не могут сделать. Акварель обладает потрясающей воздушностью и требует крайней четкости в работе. Тут ошибиться невозможно, именно поэтому она так сложна. Наши великие мастера кисти писали акварельные картины небольшого формата и только Сергей Андрияка овладел способностью делать большие акварельные произведения, не утратив художественную прозрачность и при этом выдержав формат «маленького этюдика». Акварель в его руках приобретает совершенно неожиданные формы, многие вещи из этого даже для меня – искусствоведа, непонятны. И в этом главный эффект! Аналогов такому в мире нет.

К слову, 9 мая у нас будет стендовая выставка репродукций работ Александра Шилова на бульварах. Он очень много писал участников войны, героев войны. Сами работы можно увидеть в галерее художника.

- То есть повестка колоссальная….

- Именно так! Сегодня Москва имеет одну из самых насыщенных культурных повесток в мире. И то, что Лондон поручил нам в октябре провести саммит культурных мегаполисов мира, мы приняли делегации из 22 мегаполисов мира, где делается до 70% креативной экономики планеты, уже само по себе является признанием. Особенно примечательно, что саммит мы принимали в тот период, когда нашу культурную сферу и искусство пытаются экстраполировать на какие-то политические ситуации! Теперь Лондон просит нас оказать содействие коллегам из Сеула, которые будут принимать саммит в текущем году.

- Смело можно констатировать, что у Москвы в культурном плане есть чему поучиться?

- Сегодня мы уже преодолели стадию, когда Петр Великий «ездил в Амстердам на верфи обучаться». Теперь мы действуем в обратном порядке и можем показывать такие достижения, которые поражают наших коллег. Вся инфраструктура города была перестроена за пять лет. Это поменяло отношение людей к себе, к мегаполису и своему времени. Обычно на это уходят десятилетия.

Сегодня мы обустроили центр города, сняли рекламу, разрешили обустроить веранды, которые сделали облик города неповторимым. Мы развиваем парки и активность в них, добавляем активный зимний отдых, который по численности посещений уже догоняет летний. Открывая первый каток с искусственным льдом в 2011 году, мы думали, что открываем космос. Сегодня у нас уже десятки таких катков. Каток на ВДНХ является самым большим в Европе! Хороший лед, хороший прокат, удобный, качественный общепит москвичами воспринимаются в порядке вещей, как должное. Поэтому формат отношений человека и города из разряда «дом-работа-работа-дом» за несколько лет поменялся на «дом-парк-работа-театр-кафе». По городу стало просто приятно гулять, восхищаться Москвой и ее архитектурным убранством. Отсюда появляется желание не бежать домой к дивану, а пойти куда-то еще. То есть мы эту войну с диваном постепенно выигрываем.


Партнеры

Партнеры

Партнеры