Культура

Эксперт: На Руси казнили изощрённей, чем в Зимбабве!

18 Октября 2017 в 19:41
Эксперт: На Руси казнили изощрённей, чем в Зимбабве!
Казнь Пугачева. Художник Виктор Маторин

Создатель Музея телесных наказаний рассказал НСН, чем отличались подходы к палачам и казням на Руси и в Зимбабве.  

Вакансия палача открылась в Зимбабве и тут же набрала внушительное число соискателей. Как пишет РИА Новости, на эту должность подано уже более 50 резюме.

Создатель Музея телесных наказаний Валерий Переверзев в разговоре с НСН рассказал, как осуществлялась смертная казнь на черном континенте в старые времена.

«Я думаю, что в Зимбабве, если будут рубить головы, то будут делать это именно так. У африканцев был интересный способ: на голову надевалась специально изготовленная деревянная клетка, которая крепилась к дереву, согнутому как тетива. Палач отрубал голову, дерево разгибалось и выбрасывало её за пределы селения. Потом всё племя бежало смотреть, как далеко улетела голова. В обязательном порядке тело сжигали. А совсем уж в древние времена тело даже могли варить и поедать», — рассказал Переверзев.

При этом, отметил эксперт, в нашей стране данная профессия никогда популярностью не пользовалась, несмотря на все преференции, которые она сулила. 

«У нас термин “палач” произошёл от слова “палатный”, тот, кто работал в палатах у царя. Ещё при Иване Грозном выбирали одного из тех, кто работал в хоромах, самого циничного и твёрдого характером, чтобы чинить телесные наказания. Кому надо было подзатыльник дать, а кому и ухо отрезать. Именно этих людей и стали называть палачами. Но закрепился этот термин в законодательстве только в 1649 году при царе Алексее Михайловиче, в Соборном уложении. «А в палачи в Москве набирать из вольных людей, и быть им с поруками…». Но профессия не приживалась, люди не шли в палачи. На Руси, в отличие от Европы, где палач был “маэстро правосудия”, это был человек, который наказывает своих. Несмотря на постоянное повышение жалования, на командировочные, на то, что власти сулили всякие преференции, так и не получилось создать институт палачества из вольнонаёмных людей. В итоге дополнительными указами царя-батюшки были установлены правила, и тогда появилось в фольклоре выражение: “Либо красная рубаха, либо голова на плаху”. В палачи стали брать приговорённых к казни: если человек изъявлял волю идти в палачи, то смертная казнь отменялась. Поэтому на Руси палач — это всегда преступник», — объяснил собеседник НСН.

Человек, оказавшись на этой должности, навсегда становился изгоем, причём, как среди простых людей, так и среди уголовников. Его презирали и, например, могли запросто избить в публичном месте, рассказал Переверзев. В качестве примера такого отношения он вспомнил самого знаменитого в России конца XIX века палача.

«Был палач на Сахалинской каторге, некий Комлев. Фамилия его не сохранилась, Комлев - это прозвище. Он получил его за свой талант забивать людей насмерть розгами. Когда человека нужно было убить, но де-юре ему назначалось лёгкое наказание, то секли не тонким концом розги, а толстым. Это уже называлось “сечь комлями” — насмерть. Этого Комлева знали по всей России, им пугали маленьких детей. Писатель того времени Влас Дорошевич брал у него интервью. Он приехал в острог и узнал, что Комлев отправлен на пенсию. Дорошевич нашёл его за странным занятием — тот нанимался за деньги к вольным поселенцам нянчить детей. И как раз в тот момент к нему прибежали из острога просить научить нового палача вешать. Тот спросил, сколько денег дают, а когда узнал, сказал: “За пятак я и сам его повешу”. Отдал грудного ребёнка матери и со словами “Буду через часок” ушёл в острог. Вот вам портрет палача того времени. Но если бы на пути в острог он встретил вольных поселенцев, простых мужиков, его наверняка забили бы палками, что с ним происходило постоянно», — описал Переверзев.

При этом, отметил эксперт, способы расправы над преступниками в России всегда отличались особой изощренностью и изобретательностью. Если в послереволюционную эпоху было известно в основном про расстрелы, а повешение уже боялись делать публичным, то в ранние периоды истории Руси существовала масса оригинальных способов казни.

«Как таковой отмены профессии палача до революции так и не произошло. В царской России де-юре смертную казнь не отменили. Были палачи на каторгах, на флоте… Но в течение истории профессия менялась. Насколько становилось законодательство юридически сильным, настолько менялись и полномочия палача. Допустим, при Иване III и Иване IV палач выполнял поручения сходить и дать кому-нибудь по голове. О развлечениях Ивана Грозного мы хорошо знаем. Так вот, казнь в те времена была профилактикой непослушания. Единственным средством массовой информации была площадь, где собирались люди, и им нужно было максимально понятно объяснить, что определённые вещи делать нельзя. Брали мужика и показательно вешали — это называли “иудиной смертью”. Но на следующее повешение уже народ не приходил. И тогда изобретали новые способы — сварить мужика в кипятке, разорвать лошадьми. Это всегда был творческий процесс. Была в те времена и казнь копчением — когда человека не просто жгли, но и коптили. А ещё зашивали в медвежью шкуру и травили собаками,  творчество тут просто зашкаливало! Позже, когда законодательство сформируется, уже при Романовых будет чётко дано понятие пыточной, и будет сформулирован регламент казни. То есть, сажание на кол должно проходить так: кол должен войти через задний проход, а выйти через правое плечо — это было в петровские времена. Регламентируется отрубание головы топором, меч у нас почему-то не прижился, и такие механизмы как гильотина тоже. Расстрел появился ещё в эпоху Петра I, он фигурирует в артикулах 1704 года. Ушла ли со временем из профессии палача средневековая жестокость трудно сказать, потому что вешали на Руси вплоть до революции. Публично вешать боялись, а в застенках и на каторге вешали, помимо этого засекали насмерть розгами, кнутами, шомполами», —  рассказал директор Музея телесных наказаний.

Добавим, что сейчас в России смертная казнь предусмотрена законодательством, однако во всех случаях есть альтернативные виды наказания, и фактически она не применяется. Впервые сокращение применения смертной казни было начато ещё Борисом Ельциным в 1996 году. В том же году состоялась последняя на сегодняшний день в истории государства смертная казнь. В августе того года был расстрелян Сергей Головкин, убивший 11 мальчиков. 


Партнеры

Партнеры

Партнеры