Культура

Доброе и злое кино на Берлинале-2019

11 Февраля 2019 в 19:13
Доброе и злое кино на Берлинале-2019
ФОТО: Берлинский кинофестиваль. Кадр из фильма «Доброта незнакомцев» //kino-teatr.ru

Спецкор НСН рассказала о двух картинах, которые, по её мнению, способны вызвать диаметрально противоположные реакции публики.

С 7 по 17 февраля вся мировая кинематографическая общественность следит за тем, как проходит 69-й Берлинский кинофестиваль. Специальный корреспондент НСН, кинокритик Марина Латышева проследила за ходом событий и рассказала, чем примечателен фестиваль в этом году.

«Нынешний Берлинский кинофестиваль — последний для его директора Дитера Косслика, который затем уходит в отставку. Потому от него ждали какого-то громкого финального аккорда, но пока этого не произошло, и программа Берлинале не выглядит очень сильной. Фильм открытия, “Доброта незнакомцев” датчанки Лоне Шерфиг, радует не столько выдающимися художественными достижениями, сколько своим настроением. Правда, показанная в выходные “Золотая перчатка” Фатиха Акина, история реального серийного убийцы из Гамбурга, ошарашила Берлин. Скандала не случилось, но фильм вызвал у критики как волну негодования, так и восторг. Это пока самый спорный участник конкурсной программы», — поделилась спецкор НСН.


Картина открытия представлена датчанкой Лоне Шерфиг, которая уже была призёром Берлинале в 2001 году, получив тогда сразу четыре награды за киноленту «Итальянский для начинающих». В этот раз она показала историю нескольких незнакомцев, которых приводят разные дороги в русский ресторан в Нью-Йорке «Зимний дворец». Здесь собираются молодая мать-беглянка с сыновьями, медсестра, бывший мошенник, парень, который не задерживается ни на одной работе. Все они пытаются начать новую жизнь.

«Все они познакомятся, помогут друг другу, решат собственные проблемы, финал будет настолько счастливым, что образуются даже две пары. Русский ресторан и его рассеянный владелец стали словно символом необходимости жить медленнее, наслаждаться тихими радостями, типа черной икры и русской водки, и постараться найти свое счастье в большом городе», — рассказала Латышева.

По её словам, лента получилась даже слишком мелодраматичной, что даёт ей большой шанс полюбиться зрителю, но вряд ли добавит очков у профессионального жюри.

«Эта картина не утилитарно про русских мигрантов в Нью-Йорке и их гостей. Она скорее о том, что этот город был и остается городом приезжих, городом чужих друг другу людей, которым приходится держаться вместе, чтобы выжить. О том, что тут есть как роскошная жизнь, так и то, что незаметно глазу туриста, и в этом незаметном мире разворачиваются настоящие драмы. Счастливый ли будет у их конец, зависит от того, будут ли люди просто помогать незнакомцам, без надежды на ответную реакцию. Фильм получил не очень высокие оценки в фестивальных рейтингах прессы. Именно потому, думаю, что слишком добрый, слишком мелодраматичный, в авторском кино такие фильмы сегодня — редкость. Но это отличное зрительское кино, простое, ясное, с милым сценарием и замечательными актерами, я надеюсь, публика его полюбит», — подытожила кинокритик.


Гораздо более спорной оказалась картина Фатиха Акина «Золотая перчатка». Она повествует историю серийного убийцы Фрица Хонке, который убивал и расчленял женщин в Гамбурге в 70-е годы прошлого века. По словам кинокритика, режиссёр в своей работе адаптировал книгу Хайнца Штрунка под названием «У «Золотой перчатки», ставшую бестселлером пару лет назад. Жестокость на экране получилась настолько реалистичной, что некоторые зрители покидали зал, не в силах воспринимать такое искусство. Однако, в этом, по мнению Латышевой, есть определённый замысел автора — показать зло без прикрас, сорвав с него маску эстетики, столь часто используемую в кино об убийствах.

«Фатих Акин взял из книги лишь историю серийного убийцы Фрица Хонки, который действительно когда-то искал себе жертв именно в этом заведении — “Золотой перчатке”. Фильм получился шокирующий, полный насилия и кровавых подробностей. В главной роли снялся популярный немецкий актёр Йонас Дасслер, уродливо загримированный для фильма. Всё в кадре выглядит настолько гротескно, что временами его можно принять за чёрную комедию. Жестокости тут столько, что во время пресс-показа некоторые даже выходили из зала. Но я бы не сказала, что это кино — просто насилие ради насилия. Конечно, автора интересовал убийца, который действовал буквально в нескольких сотнях метров от того места, где сегодня живёт режиссёр. Но он сам признавался, что намерен был показать зло злом, не рисуя его красивыми красками, как делается сегодня в половине всех фильмов, где в сюжете фигурирует убийство. В этом смысле визуальная жестокость в “Золотой перчатке” — это достоинство. Мы привыкли считать убийство в кадре развлечением, Фатих Акин заставил зрителя страдать, заставил ещё раз подумать о том, что смерть это не игрушки. Я пока не знаю, попадёт ли фильм в российский прокат, думаю, что да — почти все фильмы Акина показывали в России. Но вот каковы его коммерческие перспективы сказать трудно. Не исключаю, что жестокость показанного в кадре может напугать массового зрителя», — отметила она.

Добавим, что в этом году Россия представлена на Берлинале дебютной картиной ученика Кирилла Серебренникова Александра Горчилина «Кислота». Кинолента вошла в программу фестиваля «Панорама», её показ на Берлинале стал европейской премьерой. В прессе отмечают, что на просмотр были полностью раскуплены билеты, а финальный саундтрек зрители встретили овацией. Картина показывает жизнь и внутренние поиски представителей нынешнего поколения 20-летних с их надуманными проблемами, беззаботным отношением к себе и окружающим и непростыми попытками разобраться в том, зачем они в этом мире.

Партнеры


Партнеры



Партнеры



Партнеры